Месье, на что вам это чучело?

В «Манеже» состоялся «круглый стол» российских и французских музейщиков по международной обменной программе «Музейный десант». В Россию приехали пять директоров небольших музеев и арт-центров, которые говорили о том, как современные художники помогают привлекать посетителей, приносят новую жизнь в старые стены.

 Месье, на что вам это чучело? |

Разговор начался с Парижа. Вряд ли многие петербуржцы бывали там в Музее охоты и природы. Частной организации в этом году исполнится 50, она работает в особняке XVII века. Почти 20 лет назад директором стал Клод д,Антенез, он решил изменить традиционную экспозицию: «Зритель должен почувствовать себя в необычной ситуации, в лесу, где он может встретить зверя, а может не встретить».

Музей привлек художников разных стран и перемешал искусство от античности до наших дней. Все работает на главную идею, изменилось отношение человека к животному миру. Пафос охоты вытесняется пониманием необходимости защиты дикой природы. Кабанья голова (муляж) рычит, когда к ней кто-то приближается. Кстати, зал трофеев оформил Олег Кулик.

Ложные приманки-свистки для птиц показаны как орудия убийства. В зале, посвященном исчезновению видов, собраны реальные и придуманные консервные банки с мясом животных. Художники проводят перформансы, которые также работают на привлечение публики. Абрахам Поншеваль 15 дней жил в чучеле медведя, и об этом знал весь город.

Мелани Бутелу, руководитель университетского центра современного искусства Betonsalon, открыла в 2016 году новое пространство «Вилла Васильефф». В начале прошлого века там была мастерская Марии Васильевой, одной из амазонок русского авангарда, позже - музей Монпарнаса. Теперь будет место для показа малоизвестных художников ХХ века и резиденция для современных авторов.

О необычном для нас опыте поведал Поль Фурнье, директор аббатства Нуарлак в центре страны. Архитектура XII века хорошо сохранилась до наших дней, после 30-летней реставрации государство создало там культурный центр с резиденцией. Прежние монахи, жившие среди лесов, были отшельниками и молчальниками. Традиция продолжена. Японец Коиши Карита три месяца провел в аббатстве и каждый день уединялся, чтобы принести горсть грунта разных цветов. Получилась выставка о красоте Земли.

Карин Гамбар, директор замка Уарон, говорила о поисках контактов с жителями соседнего городка. Хотя памятник входит в популярный список замков Луары, он редко посещается туристами, там нет общественного транспорта. Звездные художники делают Уарон центром культуры. Например, Кристан Болтански создал инсталляцию из фотографий (всех, что смогли найти) выпускников местной школы. Она постоянно пополняется.

Наибольший интерес вызвал рассказ Анн-Клэр Ларонд, директора двух музеев в Кале - Музея кружева и моды и Художественного музея. Первый соединяет просветительство и развлечение, постоянную экспозицию в здании фабрики, где сохранились станки в рабочем состоянии, и временные выставки знаменитых кутюрье, в частности, Юбера Живанши.

Второй музей в нынешние времена кризисов и сокращения бюджетного финансирования борется за существование, привлекая в свои проекты художников, уличных артистов, музыкантов. На вопрос, используют ли художники горячую тему мигрантов, с которой в последнее время Кале столкнулся лицом к лицу, Анн-Клэр честно призналась: «Ни у кого нет ответов на такой вызов. Художники не знают, надо ли пользоваться ситуацией. Мы не готовы предложить, город не готов принять».

Петербургские участники встречи говорили о популярном фестивале «Современное искусство в традиционном музее», который наша газета всегда освещает. На «круглом столе» объявлено, что очередной, 14-й, фестиваль откроется 23 сентября, он пройдет в музеях Петроградской стороны.

Про любопытный опыт Томска рассказала Анна Полякова из Областного краеведческого музея. Как может привлечь публику скромный музей, не обладающий шедеврами? Томичи обыграли археологическое наследие - кулайскую культуру, существовавшую 2 тысячи лет назад. Проводится акция «Я кулаец» - фотосессия известных людей в традиционных головных уборах, фестивали «Кулайский джаз», «Кулайский минимализм» и т. д.

Все участники сошлись на том, что очень тонка грань между просветительской миссией музея и развлечениями в поисках новых посетителей и доходов. Но ее нельзя переступать.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 020 (5882) от 03.02.2017.


Комментарии