Менее спортивный Чайковский

Одно из ярких исполнительских имен на фортепианной карте Европы - Кирилл Герштейн, уроженец Воронежа, получивший образование в Музыкальном колледже Беркли, Манхэттенской школе музыки, Высшей школе музыки королевы Софии и в Мадриде, где учился у Дмитрия Башкирова и Клаудио Мартинеса Менера. Сегодня Кирилл будет солировать в Первом концерте для фортепиано с оркестром Чайковского в сопровождении Заслуженного коллектива России под управлением Томаса Зандерлинга. Кирилл ГЕРШТЕЙН рассказал музыковеду Владимиру ДУДИНУ о том, что мы получим взамен привычного Первого концерта.

Менее спортивный Чайковский | ФОТО предоставлено агентством Macbeth Media Relations Ltd

ФОТО предоставлено агентством Macbeth Media Relations Ltd

- Насколько я знаю, концерт прозвучит во второй, окончательной, авторской редакции, исполненной Чайковским в Петербурге на его последнем в жизни концерте. Новая редакция покончит с массовым мифом о могучих аккордах вступления к первой части?

- Знаменитые громоподобные аккорды - это не Чайковский. Новая редакция придает началу концерта менее помпезный характер. Такое начало ведет к другим характерам, в другие образные сферы. Я бы сравнил это с картиной, отправляющейся на реставрацию. Вот висела она в музее лет 200, все давно к ней привыкли, к темно-синему небу, серому лесу, а потом выясняется, что и небо не темное, и фигуры в лесу были не замечены. В итоге картина предстает обновленным произведением.

- Кто затеял работу по восстановлению авторской редакции?

- Начали выходить первые тома нового академического Полного собрания сочинений Чайковского, выпускаемые совместно с архивом композитора в Клину, старшим редактором издания является Полина Ефимовна Вайдман. Был подготовлен новый уртекст (издание музыкального произведения, в задачи которого входит наиболее точное отражение первоначального композиторского замысла. - Прим. ред.), и мы наконец узнали, что же на самом деле было написано Чайковским, а что - редакторами.

- Расскажите, пожалуйста, историю этой редакции

- Ситуация, которая «замутилась» после смерти Чайковского, стала прозрачной лишь в 2015 году благодаря работе Полины Ефимовны и всего архива. Интересно, что первая версия не понравилась сначала Николаю Рубинштейну по разным, в том числе личным, причинам. Композитор сделал несколько маленьких изменений в сторону оптимизации фортепианной партии. В 1879 году появилась вторая, являющаяся также и окончательной, авторская редакция. За неделю до своей смерти в Петербурге Чайковский выступил с этим концертом, исполненным в один вечер с премьерой его Патетической симфонии. Одним из важных документов, использованных Полиной Вайдман для восстановления той редакции, стала дирижерская партитура Чайковского, которой он пользовался на этом последнем концерте. А дальше ситуация затуманилась. Скорее всего, Александр Зилоти сделал ту концертную редакцию, которая придала поверхностный блеск некоторым эпизодам.

- В духе пианизма Листа?

- С Листом давайте будем обращаться осторожнее, потому что я его очень люблю и думаю, что он очень сильно не понят. У него, конечно, есть блеск, но есть мысль и глубина, и даже в виртуозных произведениях слышен невероятный ум. Словом, Зилоти внес ряд изменений, в том числе из третьей части удалил около 45 секунд музыки в среднем эпизоде, написанной Чайковским, а она оказалась очень интересной. В одном из писем к Игумнову начала 1910-х годов Танеев пишет: «Ну, наконец, пора отмести вмешательства редакторов и вернуться к тому тексту, который Петр Ильич написал».

Как видите, к этой редакции вернулись лишь спустя сто лет. Перед тем как начать проект, я сопоставил любезно предоставленные Полиной Ефимовной ноты восстановленной редакции со стандартной посмертной, сравнив разницу, постаравшись ответить, где лучше. И пришел, безусловно, к ответу, что все изменения и вся разница - в пользу текста автора. Так что концерт в авторской версии более похож на Шумана, более музыкален и лиричен, менее спортивен, более благороден.

- Как воспримут восстановленную редакцию музыканты нашего филармонического оркестра? В оркестре наверняка тоже обнаружили изменения.

- В оркестровой партитуре были сделаны новые партии с множеством маленьких, детальных черточек плюс, конечно, те самые 45 секунд музыки в III части, которые оркестр должен выучить. Профессионалы сегодня эти 45 секунд отрепетируют быстро, если им объяснить цель и направление. Пианисту, конечно, придется больше переучивать, но тоже не считаю это проблемой. Как мне сказал один знакомый композитор: «Удивительно, что все эти детали и морщинки, по-другому нарисованные на лице произведения, влияют на разницу, которая весьма существенная». Музыканты оркестра Темирканова прекрасны, и если они понимают и видят, что цели - музыкальные, что это делается не ради самоутверждения, что мы говорим о субстанции, которую все любим, то они быстро перейдут на сторону музыки.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 201 (5818) от 27.10.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...