Менее спортивный Чайковский
Одно из ярких исполнительских имен на фортепианной карте Европы - Кирилл Герштейн, уроженец Воронежа, получивший образование в Музыкальном колледже Беркли, Манхэттенской школе музыки, Высшей школе музыки королевы Софии и в Мадриде, где учился у Дмитрия Башкирова и Клаудио Мартинеса Менера. Сегодня Кирилл будет солировать в Первом концерте для фортепиано с оркестром Чайковского в сопровождении Заслуженного коллектива России под управлением Томаса Зандерлинга. Кирилл ГЕРШТЕЙН рассказал музыковеду Владимиру ДУДИНУ о том, что мы получим взамен привычного Первого концерта.
ФОТО предоставлено агентством Macbeth Media Relations Ltd
- Насколько я знаю, концерт прозвучит во второй, окончательной, авторской редакции, исполненной Чайковским в Петербурге на его последнем в жизни концерте. Новая редакция покончит с массовым мифом о могучих аккордах вступления к первой части?
- Знаменитые громоподобные аккорды - это не Чайковский. Новая редакция придает началу концерта менее помпезный характер. Такое начало ведет к другим характерам, в другие образные сферы. Я бы сравнил это с картиной, отправляющейся на реставрацию. Вот висела она в музее лет 200, все давно к ней привыкли, к темно-синему небу, серому лесу, а потом выясняется, что и небо не темное, и фигуры в лесу были не замечены. В итоге картина предстает обновленным произведением.
- Кто затеял работу по восстановлению авторской редакции?
- Начали выходить первые тома нового академического Полного собрания сочинений Чайковского, выпускаемые совместно с архивом композитора в Клину, старшим редактором издания является Полина Ефимовна Вайдман. Был подготовлен новый уртекст (издание музыкального произведения, в задачи которого входит наиболее точное отражение первоначального композиторского замысла. - Прим. ред.), и мы наконец узнали, что же на самом деле было написано Чайковским, а что - редакторами.
- Расскажите, пожалуйста, историю этой редакции
- Ситуация, которая «замутилась» после смерти Чайковского, стала прозрачной лишь в 2015 году благодаря работе Полины Ефимовны и всего архива. Интересно, что первая версия не понравилась сначала Николаю Рубинштейну по разным, в том числе личным, причинам. Композитор сделал несколько маленьких изменений в сторону оптимизации фортепианной партии. В 1879 году появилась вторая, являющаяся также и окончательной, авторская редакция. За неделю до своей смерти в Петербурге Чайковский выступил с этим концертом, исполненным в один вечер с премьерой его Патетической симфонии. Одним из важных документов, использованных Полиной Вайдман для восстановления той редакции, стала дирижерская партитура Чайковского, которой он пользовался на этом последнем концерте. А дальше ситуация затуманилась. Скорее всего, Александр Зилоти сделал ту концертную редакцию, которая придала поверхностный блеск некоторым эпизодам.
- В духе пианизма Листа?
- С Листом давайте будем обращаться осторожнее, потому что я его очень люблю и думаю, что он очень сильно не понят. У него, конечно, есть блеск, но есть мысль и глубина, и даже в виртуозных произведениях слышен невероятный ум. Словом, Зилоти внес ряд изменений, в том числе из третьей части удалил около 45 секунд музыки в среднем эпизоде, написанной Чайковским, а она оказалась очень интересной. В одном из писем к Игумнову начала 1910-х годов Танеев пишет: «Ну, наконец, пора отмести вмешательства редакторов и вернуться к тому тексту, который Петр Ильич написал».
Как видите, к этой редакции вернулись лишь спустя сто лет. Перед тем как начать проект, я сопоставил любезно предоставленные Полиной Ефимовной ноты восстановленной редакции со стандартной посмертной, сравнив разницу, постаравшись ответить, где лучше. И пришел, безусловно, к ответу, что все изменения и вся разница - в пользу текста автора. Так что концерт в авторской версии более похож на Шумана, более музыкален и лиричен, менее спортивен, более благороден.
- Как воспримут восстановленную редакцию музыканты нашего филармонического оркестра? В оркестре наверняка тоже обнаружили изменения.
- В оркестровой партитуре были сделаны новые партии с множеством маленьких, детальных черточек плюс, конечно, те самые 45 секунд музыки в III части, которые оркестр должен выучить. Профессионалы сегодня эти 45 секунд отрепетируют быстро, если им объяснить цель и направление. Пианисту, конечно, придется больше переучивать, но тоже не считаю это проблемой. Как мне сказал один знакомый композитор: «Удивительно, что все эти детали и морщинки, по-другому нарисованные на лице произведения, влияют на разницу, которая весьма существенная». Музыканты оркестра Темирканова прекрасны, и если они понимают и видят, что цели - музыкальные, что это делается не ради самоутверждения, что мы говорим о субстанции, которую все любим, то они быстро перейдут на сторону музыки.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 201 (5818) от 27.10.2016.
Комментарии