Менее спортивный Чайковский

Одно из ярких исполнительских имен на фортепианной карте Европы - Кирилл Герштейн, уроженец Воронежа, получивший образование в Музыкальном колледже Беркли, Манхэттенской школе музыки, Высшей школе музыки королевы Софии и в Мадриде, где учился у Дмитрия Башкирова и Клаудио Мартинеса Менера. Сегодня Кирилл будет солировать в Первом концерте для фортепиано с оркестром Чайковского в сопровождении Заслуженного коллектива России под управлением Томаса Зандерлинга. Кирилл ГЕРШТЕЙН рассказал музыковеду Владимиру ДУДИНУ о том, что мы получим взамен привычного Первого концерта.

Менее спортивный Чайковский | ФОТО предоставлено агентством Macbeth Media Relations Ltd

ФОТО предоставлено агентством Macbeth Media Relations Ltd

- Насколько я знаю, концерт прозвучит во второй, окончательной, авторской редакции, исполненной Чайковским в Петербурге на его последнем в жизни концерте. Новая редакция покончит с массовым мифом о могучих аккордах вступления к первой части?

- Знаменитые громоподобные аккорды - это не Чайковский. Новая редакция придает началу концерта менее помпезный характер. Такое начало ведет к другим характерам, в другие образные сферы. Я бы сравнил это с картиной, отправляющейся на реставрацию. Вот висела она в музее лет 200, все давно к ней привыкли, к темно-синему небу, серому лесу, а потом выясняется, что и небо не темное, и фигуры в лесу были не замечены. В итоге картина предстает обновленным произведением.

- Кто затеял работу по восстановлению авторской редакции?

- Начали выходить первые тома нового академического Полного собрания сочинений Чайковского, выпускаемые совместно с архивом композитора в Клину, старшим редактором издания является Полина Ефимовна Вайдман. Был подготовлен новый уртекст (издание музыкального произведения, в задачи которого входит наиболее точное отражение первоначального композиторского замысла. - Прим. ред.), и мы наконец узнали, что же на самом деле было написано Чайковским, а что - редакторами.

- Расскажите, пожалуйста, историю этой редакции

- Ситуация, которая «замутилась» после смерти Чайковского, стала прозрачной лишь в 2015 году благодаря работе Полины Ефимовны и всего архива. Интересно, что первая версия не понравилась сначала Николаю Рубинштейну по разным, в том числе личным, причинам. Композитор сделал несколько маленьких изменений в сторону оптимизации фортепианной партии. В 1879 году появилась вторая, являющаяся также и окончательной, авторская редакция. За неделю до своей смерти в Петербурге Чайковский выступил с этим концертом, исполненным в один вечер с премьерой его Патетической симфонии. Одним из важных документов, использованных Полиной Вайдман для восстановления той редакции, стала дирижерская партитура Чайковского, которой он пользовался на этом последнем концерте. А дальше ситуация затуманилась. Скорее всего, Александр Зилоти сделал ту концертную редакцию, которая придала поверхностный блеск некоторым эпизодам.

- В духе пианизма Листа?

- С Листом давайте будем обращаться осторожнее, потому что я его очень люблю и думаю, что он очень сильно не понят. У него, конечно, есть блеск, но есть мысль и глубина, и даже в виртуозных произведениях слышен невероятный ум. Словом, Зилоти внес ряд изменений, в том числе из третьей части удалил около 45 секунд музыки в среднем эпизоде, написанной Чайковским, а она оказалась очень интересной. В одном из писем к Игумнову начала 1910-х годов Танеев пишет: «Ну, наконец, пора отмести вмешательства редакторов и вернуться к тому тексту, который Петр Ильич написал».

Как видите, к этой редакции вернулись лишь спустя сто лет. Перед тем как начать проект, я сопоставил любезно предоставленные Полиной Ефимовной ноты восстановленной редакции со стандартной посмертной, сравнив разницу, постаравшись ответить, где лучше. И пришел, безусловно, к ответу, что все изменения и вся разница - в пользу текста автора. Так что концерт в авторской версии более похож на Шумана, более музыкален и лиричен, менее спортивен, более благороден.

- Как воспримут восстановленную редакцию музыканты нашего филармонического оркестра? В оркестре наверняка тоже обнаружили изменения.

- В оркестровой партитуре были сделаны новые партии с множеством маленьких, детальных черточек плюс, конечно, те самые 45 секунд музыки в III части, которые оркестр должен выучить. Профессионалы сегодня эти 45 секунд отрепетируют быстро, если им объяснить цель и направление. Пианисту, конечно, придется больше переучивать, но тоже не считаю это проблемой. Как мне сказал один знакомый композитор: «Удивительно, что все эти детали и морщинки, по-другому нарисованные на лице произведения, влияют на разницу, которая весьма существенная». Музыканты оркестра Темирканова прекрасны, и если они понимают и видят, что цели - музыкальные, что это делается не ради самоутверждения, что мы говорим о субстанции, которую все любим, то они быстро перейдут на сторону музыки.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 201 (5818) от 27.10.2016.


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?