Менее спортивный Чайковский

Одно из ярких исполнительских имен на фортепианной карте Европы - Кирилл Герштейн, уроженец Воронежа, получивший образование в Музыкальном колледже Беркли, Манхэттенской школе музыки, Высшей школе музыки королевы Софии и в Мадриде, где учился у Дмитрия Башкирова и Клаудио Мартинеса Менера. Сегодня Кирилл будет солировать в Первом концерте для фортепиано с оркестром Чайковского в сопровождении Заслуженного коллектива России под управлением Томаса Зандерлинга. Кирилл ГЕРШТЕЙН рассказал музыковеду Владимиру ДУДИНУ о том, что мы получим взамен привычного Первого концерта.

Менее спортивный Чайковский | ФОТО предоставлено агентством Macbeth Media Relations Ltd

ФОТО предоставлено агентством Macbeth Media Relations Ltd

- Насколько я знаю, концерт прозвучит во второй, окончательной, авторской редакции, исполненной Чайковским в Петербурге на его последнем в жизни концерте. Новая редакция покончит с массовым мифом о могучих аккордах вступления к первой части?

- Знаменитые громоподобные аккорды - это не Чайковский. Новая редакция придает началу концерта менее помпезный характер. Такое начало ведет к другим характерам, в другие образные сферы. Я бы сравнил это с картиной, отправляющейся на реставрацию. Вот висела она в музее лет 200, все давно к ней привыкли, к темно-синему небу, серому лесу, а потом выясняется, что и небо не темное, и фигуры в лесу были не замечены. В итоге картина предстает обновленным произведением.

- Кто затеял работу по восстановлению авторской редакции?

- Начали выходить первые тома нового академического Полного собрания сочинений Чайковского, выпускаемые совместно с архивом композитора в Клину, старшим редактором издания является Полина Ефимовна Вайдман. Был подготовлен новый уртекст (издание музыкального произведения, в задачи которого входит наиболее точное отражение первоначального композиторского замысла. - Прим. ред.), и мы наконец узнали, что же на самом деле было написано Чайковским, а что - редакторами.

- Расскажите, пожалуйста, историю этой редакции

- Ситуация, которая «замутилась» после смерти Чайковского, стала прозрачной лишь в 2015 году благодаря работе Полины Ефимовны и всего архива. Интересно, что первая версия не понравилась сначала Николаю Рубинштейну по разным, в том числе личным, причинам. Композитор сделал несколько маленьких изменений в сторону оптимизации фортепианной партии. В 1879 году появилась вторая, являющаяся также и окончательной, авторская редакция. За неделю до своей смерти в Петербурге Чайковский выступил с этим концертом, исполненным в один вечер с премьерой его Патетической симфонии. Одним из важных документов, использованных Полиной Вайдман для восстановления той редакции, стала дирижерская партитура Чайковского, которой он пользовался на этом последнем концерте. А дальше ситуация затуманилась. Скорее всего, Александр Зилоти сделал ту концертную редакцию, которая придала поверхностный блеск некоторым эпизодам.

- В духе пианизма Листа?

- С Листом давайте будем обращаться осторожнее, потому что я его очень люблю и думаю, что он очень сильно не понят. У него, конечно, есть блеск, но есть мысль и глубина, и даже в виртуозных произведениях слышен невероятный ум. Словом, Зилоти внес ряд изменений, в том числе из третьей части удалил около 45 секунд музыки в среднем эпизоде, написанной Чайковским, а она оказалась очень интересной. В одном из писем к Игумнову начала 1910-х годов Танеев пишет: «Ну, наконец, пора отмести вмешательства редакторов и вернуться к тому тексту, который Петр Ильич написал».

Как видите, к этой редакции вернулись лишь спустя сто лет. Перед тем как начать проект, я сопоставил любезно предоставленные Полиной Ефимовной ноты восстановленной редакции со стандартной посмертной, сравнив разницу, постаравшись ответить, где лучше. И пришел, безусловно, к ответу, что все изменения и вся разница - в пользу текста автора. Так что концерт в авторской версии более похож на Шумана, более музыкален и лиричен, менее спортивен, более благороден.

- Как воспримут восстановленную редакцию музыканты нашего филармонического оркестра? В оркестре наверняка тоже обнаружили изменения.

- В оркестровой партитуре были сделаны новые партии с множеством маленьких, детальных черточек плюс, конечно, те самые 45 секунд музыки в III части, которые оркестр должен выучить. Профессионалы сегодня эти 45 секунд отрепетируют быстро, если им объяснить цель и направление. Пианисту, конечно, придется больше переучивать, но тоже не считаю это проблемой. Как мне сказал один знакомый композитор: «Удивительно, что все эти детали и морщинки, по-другому нарисованные на лице произведения, влияют на разницу, которая весьма существенная». Музыканты оркестра Темирканова прекрасны, и если они понимают и видят, что цели - музыкальные, что это делается не ради самоутверждения, что мы говорим о субстанции, которую все любим, то они быстро перейдут на сторону музыки.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 201 (5818) от 27.10.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.