Мемориальный музей-квартира актеров Самойловых, посвященный актерской династии, отметил свое 30‑летие
В доме на Стремянной улице, принадлежавшем когда‑то артисту Императорских театров Василию Васильевичу Самойлову (1813 – 1887), прошел праздничный вечер. О том, как музей живет сейчас, и о планах на будущее «Санкт-Петербургским ведомостям» рассказала Ирина ГАЙДОВА, театровед, методист по научно-просветительской деятельности.
ФОТО предоставлено пресс-службой Театрального музея
— Ирина Александровна, экспозиция вашего музея-квартиры строится исключительно на мемориальных предметах?
— В музеях-квартирах Достоевского, Блока, Шаляпина мы видим подлинные интерьеры. У нас практически ничего со времен Самойлова не сохранилось, никто не знает, где были спальня, гостиная, столовая. Но нашлись потомки Самойлова, заинтересованные в сохранении памяти о нем. Они передали нам ряд мемориальных вещей. Кроме того, кое‑какие экспонаты уже были в Театральном музее, поэтому мы смогли сделать экспозицию, посвященную именно Самойловым. При этом надо понимать, что так, как сейчас, при Самойловых здесь не было. Мы показываем мебель XIX века, вещи и картины, хранившиеся в этой семье, но у нас очень мало предметов интерьера, которые принадлежали Самойловым.
— В самом здании осталась какая‑то отделка времен Василия Васильевича или его сыновей?
— После его смерти в 1887 году дом сменил двух владельцев, а после революции здесь были устроены коммунальные квартиры. До нашего времени сохранились печи и камин конца XIX века — очень красивые, но мы не можем утверждать, что они времен Василия Васильевича. Возможно, эти печи поставили уже следующие владельцы дома.
— Кроме залов, посвященных династии Самойловых, у вас есть экспозиция «Звезды петербургского балета ХХ века»…
— В начале 2000‑х годов в Театральном музее был ремонт, часть экспозиции перевели к нам. Мы — филиал Театрального музея. И, как филиал, можем представлять разные темы. Да, основа — Самойловы, но часть помещений мы посвящаем другим театральным историям.
— Строго говоря, ваш музей нельзя назвать мемориальным?
— Мы предпочитаем думать, что он все‑таки мемориальный, потому что у нас есть подлинные вещи, экспонаты. И самое главное — это тот самый дом, в котором жили Самойлов и его дети. Здесь сохранилась атмосфера актерского дома, которую мы пытаемся поддерживать. Именно поэтому у нас регулярно проходят концерты, спектакли, подготовлено огромное для маленького музея количество экскурсий, детских и взрослых программ.
Конечно, музей-квартира — это всегда история персональная, но это еще и возможность выхода в сферу, эпоху, в которой хозяин квартиры существовал. Это может быть литература, музыка или театр, как у нас. Да, мы говорим про людей, которые здесь жили, но выходим за рамки, расширяем тему.
— Как люди приходят в ваш музей, почему выбирают его?
— Я задавала такой вопрос. Некоторые говорят: «Шел, увидел, решил зайти». Или: «Мы ходим по музеям-квартирам, в этом еще не были, зашли». Зачастую люди приходят потому, что они знают — это актерский дом, но ничего не знают о Самойловых. Мы им рассказываем, и они приходят к нам снова, становятся постоянными посетителями.
— Расскажите, пожалуйста, и нашим читателям о самых интересных экскурсиях, программах.
— У нас большой перечень экскурсий. Каждый сезон, когда становится теплее, мы гуляем по Стремянной улице и Дворцовой слободе. Это мои авторские экскурсии, я рассказываю, кто жил рядом с Самойловым, какие занятные случаи происходили по соседству.
Например, рассказываю о Мирре Лохвицкой — первой в России официально признанной поэтессе. До этого женщины пописывали стихи в альбомчик, но поэтами их никто не считал, а Лохвицкой вручили Пушкинскую премию, восприняли ее как профессионального поэта. Сейчас она не так известна, зато все знают ее сестру Надежду Тэффи. Так вот, Мирра Лохвицкая жила буквально в двух домах от Самойлова. В более поздний период, чем Василий Васильевич, но именно здесь, на Стремянной.
— Какие из экспонатов вашего музея заслуживают особого внимания?
— У нас есть ладанка с изображением Александра Невского. Она принадлежала еще основателю династии Василию Михайловичу, который дебютировал на сцене в 1803-м, а умер в 1839 году. Это талисман семьи Самойловых. Считалось, если его взять на сцену, непременно все получится.
Есть поздравительный адрес, который преподнесли Василию Васильевичу Самойлову к 30‑летию сценической деятельности. Это большая открытка, на которой Василий Васильевич изображен в разных образах. Экспонат позволяет поговорить о многом — о том, как играл Самойлов, в каких пьесах, почему так много пьес в его репертуаре, как был устроен репертуарный театр XIX века.
— Василий Васильевич Самойлов был не только артистом, но и художником. Известны его карикатуры на коллег, сотрудников Александринского театра.
— Василий Васильевич — замечательный художник. Когда он поступил на сцену, ему пять лет не давали нормальных ролей. И, чтобы содержать семью, он писал картины на заказ и умудрялся выставляться в Академии художеств.
Он рисовал свои роли, ему было важно зафиксировать внешний вид, мимику, какие‑то характерные качества персонажа.
А однажды, когда он работал над морским пейзажем, к нему в гости пришел Айвазовский. Посмотрел и сказал, что волны у Самойлова похожи на вату. Взял кисть и поправил. Самойлов тогда страшно обиделся, сказав, будто теперь все будут говорить, что это их общая работа. Теперь мы показываем этот пейзаж в нашем музее, и на этикетке написано: «Самойлов с участием Айвазовского».
— Когда в последний раз обновлялась экспозиция?
— В начале 2000‑х, когда сюда перевезли балетную анфиладу. Мы очень хотим обновить экспозицию и по‑другому ее организовать, мечтаем сделать кабинет Павла Самойлова (1866 – 1931), в котором можно будет рассказывать про Серебряный век. Но пока ждем финансирования.
— Какие мероприятия запланированы у вас на этот год?
— У нас будет цикл лекций, посвященный моде рубежа XIX – XX веков. Моде не только на одежду, но и на парфюмерию, музыку, ювелирные украшения, даже на фотографию. Эти лекции будут читать специалисты. Кроме того, планируются концертная программа и спектакль к 150‑летию со дня рождения Мейерхольда.
— Ведется ли в музее научная деятельность?
— Я бы не сказала, что это системная работа, поскольку в целом мы про Самойловых уже многое знаем, но периодически всплывает что‑то интересное. Например, не так давно нам написала исследователь творчества скульптора Александра Опекушина из Москвы. Поскольку одной из его работ был надгробный памятник на могиле актрисы Александры Мельниковой-Самойловой, она обратилась к нам с просьбой объяснить, кто это. Мы ответили, что это невестка Василия Васильевича, супруга его сына, провинциальная актриса.
И мне стало интересно, где находится это захоронение. Согласно справочнику «Петербургский некрополь», Александра Мельникова-Самойлова и ее муж Николай Самойлов (1838 – 1897) были похоронены на Новодевичьем кладбище в нашем городе. До сих пор считалось, что могила их утрачена, но каким‑то непостижимым образом я ее нашла — сверяясь со старыми планами, разговаривая с охранниками. Теперь остается доказать, подтвердить архивными документами, что это она. Очень не хочется, чтобы эту могилу убрали как безымянную. Ведь это могила сына Василия Васильевича, который тоже был актером. Если найдется финансирование на восстановление, то можно будет вернуть туда и бюст, гипсовая версия которого есть в фондах нашего музея. Это было бы важное для города дело.
— Актерская династия Самойловых — это три поколения, тринадцать артистов. А что известно об их потомках?
— Мы знаем потомков по двум ветвям — через сына Павла и сына Василия. Потомки Василия живут в Москве, потомки Павла — в Петербурге. Одним из них был художник Юрий Брусовани, который недавно умер. Наверняка есть и еще потомки, потому что детей у Василия Васильевича было много, но мы их пока не нашли. И как искать, непонятно. Они разъехались по стране, могли поменять фамилию. Но если однажды кто‑то из них дойдет до нас, будем рады.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 23 (7599) от 08.02.2024 под заголовком «Актерский дом».
Комментарии