Мелодия судьбы

Сегодня известному композитору Вадиму Бибергану исполняется 80 лет. Творческие интересы композитора охватывают почти все музыкальные жанры: он автор симфоний, камерных и хоровых сочинений, музыки к фильмам, многие из которых вошли в Золотой фонд российского кинематографа. В канун юбилея Вадим БИБЕРГАН рассказал корреспонденту о том, как важна музыка для воспитания нравов и вкуса.

Мелодия судьбы | ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/ТАСС

ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/ТАСС

- Вадим Давидович, позвольте поздравить вас с юбилеем. Как вы будете отмечать?

- Концертами! 3 февраля будет концерт в Костромской филармонии, который называется «Мелодия судьбы Вадима Бибергана». Выступит Костромской государственный оркестр народных инструментов под руководством Владимира Сорожкина и солисты филармонии. 22 февраля будет мой авторский камерный концерт в Екатеринбурге - городе, с которым у меня связаны молодые годы жизни. Он пройдет в филармонии, будут исполнены многие мои сочинения. А 16 марта - концерт в Петербурге в Белом зале Института культуры, где я преподаю уже почти сорок лет. Там же пройдет «круглый стол», посвященный насущным проблемам нашей музыкальной жизни.

- О каких именно проблемах пойдет речь?

- Прежде всего о тех, что связаны со значением в нашей жизни народной музыки, которой, к сожалению, сегодня уделяется недостаточно внимания. Вот скажите, видели ли вы в последнее время по телевидению концерты народной музыки? А ведь это наша национальная гордость. Ее вытесняет примитивная безликая попса, не задевающая душу человека. Я помню еще времена, когда люди, собиравшиеся на праздниках за столом, обязательно пели песни, в том числе и любимые народные. А сейчас эта традиция ушла. Мы сами не ценим свое богатство, «мы ленивы и нелюбопытны», как писал еще Пушкин. И вообще музыка в наши дни все чаще воспринимается как развлечение. Вы вставляете себе в ухо наушник, едете в метро, идете по улице, не особенно вслушиваясь, а душа не задействована.

- С чем это связано, на ваш взгляд?

- Тут много причин. Скажем, если раньше человеку, чтобы послушать музыку, нужно было сделать определенное усилие - пойти в театр или на концерт, то сегодня у вас в кармане телефон, а в нем - сотни мелодий, нажал кнопку, и музыка зазвучала, - на этом воспитание музыкального вкуса порой заканчивается. Кроме того, очень мало средств отпускается на развитие музыкального образования, просвещения, содержание оркестров, хоров. Сплошь и рядом происходит сокращение музыкальных коллективов, и это называется модным словом «оптимизация». А в проигрыше оказывается простой человек, который постепенно лишается этого огромного мира музыки, классической, народной, духовной. Однажды в разговоре с высоким начальством от культуры я предложил ввести у нас в стране всеобщее бесплатное семилетнее музыкальное образование. Да, на это нужны деньги - на преподавателей, покупку музыкальных инструментов. Но эти затраты окупятся сторицей, потому что народ станет другим. Музыка помогает осмыслить жизнь, обогащает и возвышает душу.

- Уверена, что даже если человек не знает ваших симфонических, камерных, хоровых сочинений, он все равно знаком с вашим творчеством благодаря кино. Вы написали музыку ко многим замечательным картинам. И прежде всего к фильмам Глеба Панфилова. Как вы познакомились?

- Мы жили по соседству на Урале, в Свердловске, на улице Ленина: я в доме № 56, а он - в 54-м. И учились мы в одной школе № 37. В школе и познакомились. Глеб потом рассказывал, что еще до знакомства видел, как я чинно хожу в музыкальную школу с большой нотной папкой.

Когда он начал работать на телестудии как режиссер, то попросил меня написать музыку к своему документальному фильму «Убит не на войне» - о дружиннике, которого убили бандиты. Затем была художественная картина «Дело Курта Клаузевица», где снимался Анатолий Солоницын. Этот фильм увидел Андрей Тарковский и предложил Солоницыну роль Андрея Рублева.

Интересной была наша работа над первым полнометражным фильмом «В огне брода нет», который вышел к 50-летию революции в 1967 году. А сейчас уже год 100-летия революции, как пролетело время! На мой взгляд, это одна из лучших картин о революции, о том непростом времени. Всего мы сделали с Глебом 14 картин.

- Как вы работали вместе - предоставлял ли он вам полную свободу?

- Глеб - режиссер, у которого всегда была четкая концепция будущего фильма, которую мы вместе обсуждали. Музыка важна для фильма, но все-таки она лишь дополняет видеоряд, обогащает его. Так, в картине «В огне брода нет» авторскую идею выражают хоровые эпизоды, то есть вставки между частями. Они написаны на гениальный текст Александра Блока из поэмы «Двенадцать». Эти стихи - провидческие. Когда хор поет «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови - Господи, благослови!», становится страшновато. Ведь сколько людей отдали свои жизни за эти идеи. И до сих пор мы не можем разобраться в значении для нас революции - чего она больше принесла: хорошего или плохого.

Могу сказать, что работа над музыкой в каждой картине Панфилова была очень серьезной. Не было никогда «фоновой», «подставной» музыки. Все продумывалось до мелочей, все было тесно увязано со стилем фильма, его сюжетом, характерами персонажей.

Одна из моих последних работ с Глебом Панфиловым - фильм «В круге первом» по Александру Солженицыну. Передо мной стояла сложная задача - передать гнетущую атмосферу того времени, и это удалось, как мне кажется. Надеюсь, мы продолжим с ним совместную работу, у нас есть идеи.

- Сколько картин у вас на счету?

- Больше 85, включая сериалы.

- Вы много лет преподаете в Институте культуры...

- Я преподаю инструментовку для оркестров русских народных инструментов. У многих народов есть свои оркестры народных инструментов - в Японии, Индонезии, Шотландии. Но только русский оркестр народных инструментов столь богат звучанием, что может исполнять даже симфоническую музыку. Он обладает колоссальными возможностями. И здесь надо вспомнить и поблагодарить Василия Андреева, который отдал все свое состояние на создание русского национального оркестра и умер фактически в нищете.

- Вадим Давидович, расскажите, пожалуйста, как так получилось, что вы были рождены в Москве, учились в Свердловске, а потом вашим родным городом стал Ленинград - Петербург.

- Мой отец был военным, гвардии полковником. Он прошел всю войну, закончил ее в Берлине начальником штаба танкового корпуса. Именно он был тем человеком, который открыл в Ленинграде легендарную Дорогу жизни. 22 ноября 1941 года, будучи командиром 17-й автотранспортной бригады, он отправил в путь по Дороге жизни, еще по тонкому льду, первую машину-полуторку. А потом оказался на Урале. Там прошли мое детство и юность. В Ленинград я приехал, чтобы учиться в аспирантуре у Дмитрия Шостаковича. Я был одним из последних его учеников. Всего нас было семеро: Герман Окунев, Владислав Успенский, Александр Мнацаканян, Борис Тищенко, Геннадий Белов, Вячеслав Наговицин и я. В 1966 году я окончил аспирантуру. И после он уже учеников себе не брал. Здоровье не позволяло: в 1966 году он пережил свой первый инфаркт.

- Каким вам запомнился Дмитрий Шостакович?

- Он был необыкновенным человеком. Гений, один из самых выдающихся композиторов страны, жизнь которой выразил в своей музыке со всем трагизмом и вместе с тем сарказмом, иронией. Шостакович прекрасно понимал, что он собой представляет. Но при этом был скромным, простым, добрым, отзывчивым.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 012 {5874} от 24.01.2017.


Комментарии