Мелодия для скрипки
Если вы полагаете, что знаменитый петербургский Дом ветеранов сцены имени М. Г. Савиной - это место, где бывшие служители искусства живут лишь воспоминаниями, то заблуждаетесь. Они снова играют, и здешний театр - ему уже почти четыре года - называется «На Малой Невке».

Иллюстрация Repina-Valeriya/shutterstock.com
Пронзительной мелодией прозвучала в нем судьба лирического поэта Серебряного века блокадницы Натальи Крандиевской в спектакле, посвященном 130-летию со дня ее рождения.
Большие хрустальные люстры под расписным потолком, портреты великих актеров на стенах - в концертном зале преображенного за годы реконструкции дома (настоящий дворец, говорят постояльцы) в этот февральский вечер собрались, кажется, все его жители - взыскательная публика. И тишина стояла чуть ли не звенящая, пока на сцене разворачивалась история души любимой ученицы Бунина, в которую был влюблен и Бальмонт, жены и музы «советского графа» Алексея Толстого в течение 20 лет.
Еще не графиня, 15-летняя Туся, как называли главную героиню домашние, на сцене появилась в белых блузе, фартуке, шляпке, рассказывая о себе, своем доме (актриса Наталья Исайкина). Ее обаяние и открытость миру покоряют, а стихи завораживают. Салфеточки и цветы в интерьере квартиры тоже белоснежные. Этот цвет - символ чистоты, добра, света и абсолютной свободы.
На протяжении всего спектакля в действие то и дело врываются мелодии скрипки. Вряд ли какой-нибудь другой музыкальный инструмент смог бы передать всю глубину переживаний поэта, чья прижизненная доля, по словам Андрея Чернова, исследователя творчества поэта, - оставаться в тени мужа, семьи, Ахматовой и Цветаевой. И скрипка как один из самых утонченных инструментов с певучим тембром, похожим на человеческий голос, доверие оправдывает сполна.
Автор постановки обращает внимание публики на знаковые события в жизни поэта с драматической судьбой. Революция. Эмиграция. Возвращение в Россию. Счастливая семейная жизнь, когда не себя - Тусю муж считает настоящим мастером слова. Всю блокаду Наталья Крандиевская провела в Ленинграде и выжила чудом.
В роли Натальи Крандиевской-Толстой - актриса Алевтина Архангельская. Позже она признается: «Я с этими стихами живу». Снова и снова звучат стихи и напоминание о признании Алексея Толстого: в отличие от Льва Толстого, слепившего Наташу Ростову из двух женщин, он сотворил из одной жены сразу двух своих героинь - Катю и Дашу из «Хождения по мукам».
Алевтина Федоровна Архангельская служила в восьми театрах Советского Союза и всегда мечтала попасть в Ленинград. Мечта сбылась: уже почти 20 лет она живет в Доме ветеранов, и нынешний спектакль «Великая и неизвестная. Сага о жизни Натальи Крандиевской» не первый в ее здешней биографии.
И четвертый в петербургской биографии режиссера спектакля и организатора театра Людмилы Ивановны Светловой, тоже жительницы Дома ветеранов.
- Сначала мы сделали спектакль о судьбах пяти женщин - поэтов Серебряного века «Знакомые незнакомки» (Вера Инбер, Мария Петровых, Наталья Крандиевская, Ирина Одоевцева, Мария Вега). И я поняла, что именно судьба Натальи Крандиевской выделяется среди остальных: она интригует, она сильнее всех, интереснее, ярче, - рассказывает Светлова. - И захотелось поставить спектакль об этой потрясающей женщине и поэте. Перечитывала воспоминания ее сыновей и внуков, историка и филолога Андрея Чернова (он тоже присутствовал и, похоже, остался доволен постановкой), познакомилась с семьей внука - Дениса Толстого. Сразу же стали искать мебель для спектакля. Нашли фонарь 1941 года, телогрейку блокадного времени...
В финале были крики «браво» и много цветов, в том числе и от правнучки поэта Варвары Толстой. В конце февраля спектакль будет еще раз сыгран в Доме ветеранов сцены, а весной отправится в путешествие по другим площадкам города. Желающие посмотреть - следите за сайтом Дома ветеранов.
Материалы рубрики
В Петербурге с успехом выступила женская арт-группа SOPRANO
Первое концертное выступление Андреевского оркестра народных инструментов прошло 135 лет назад
В Капелле пройдет фестиваль «Невские хоровые ассамблеи»
Хори встали в хоровод. Как петербургские буряты отметили праздник Белого месяца Сагаалган
В Александринском театре пройдет концерт «Полет нормальный»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии