Мелодия для шарманки

На юбилейном – двадцать пятом – театральном фестивале «Балтийский дом» Вильнюсский малый театр показал спектакль «Минетти» в постановке Римаса Туминаса.

Мелодия для шарманки  | Герой знаменитого литовского актера Владаса Багдонаса беден, стар и одинок. <br>ФОТО D. Matvejevas предоставлено пресс-службой фестиваля

Герой знаменитого литовского актера Владаса Багдонаса беден, стар и одинок.
ФОТО D. Matvejevas предоставлено пресс-службой фестиваля

Сегодня литовца Римаса Туминаса называют одним из ведущих режиссеров России. Он возглавляет московский Театр им. Вахтангова, его спектакли обласканы вниманием экспертов профессиональных премий, с шумным успехом гастролировали в Великобритании и США.

Многие подзабыли, что у Туминаса есть еще один театр-дом – Вильнюсский малый, созданный им в далеком 1990-м. В последнее время этот коллектив вынужден мириться со своеобразным сиротством: отец-основатель не так часто бывает у себя на родине. Чтобы поставить «Минетти», режиссер с трудом выкроил несколько недель прошлой зимой.

Среди зимней стужи происходит и действие спектакля. Время от времени из кулисы раздаются завывания вьюги, а ветер раскачивает люстру и занавески. Аккордеонистка играет в такт метели тоскливые, скребущие аккорды «Шарманщика» из «Зимнего пути» Шуберта.

Сцена превращена в подобие гостиничного лобби (художник – маститый Адомас Яцовскис). К скорому празднованию Нового года приготовлены столы и стульчики, за украшенной к празднику стойкой портье толкутся трое услужливых лакеев. Сначала один из них приволакивает старый чемодан, огромный и потрепанный. «А вот и господин к этому чемодану», – это демонстрирует остроумие немолодая дама, коротающая одиночество в гостиничном холле за шампанским. Прокравшись вдоль стены, словно тень, на сцену входит коренастый старик с седой бородой, в мешковатом костюме, шарфе и сером плаще, который так и не снимет на протяжении всего спектакля. «Минетти, актер», – церемонно представляется он, присаживается на диванчик и заводит долгий монолог, обращенный ко всем сразу и ни к кому в особенности.

Пьесу «Минетти» австрийский классик XX столетия Томас Бернхард написал в 1976 году для бенефиса своего приятеля – актера Бернхарда Минетти, хотя биографии персонажа и прототипа не содержали ровным счетом никакого сходства. Зато в пьесе много аллюзий на творчество бельгийского художника Джеймса Энсора (недаром действие происходит в его родном Остенде), в один прекрасный день порвавшего с импрессионизмом и начавшего писать мрачные фантастические композиции с черепами и лицами в масках.

В чемодане Минетти, согласно пьесе, лежит сценическая маска короля Лира работы Энсора, с которым актер был знаком давным-давно, пока еще выступал в театре. Но уже тридцать лет Минетти, в одночасье, подобно Энсору, переменивший свою участь, влачит бремя добровольного затворничества – и вот наконец решился тряхнуть стариной. Старик на последние деньги примчался в Остенде по приглашению режиссера Фленсбургского театра, который как раз собрался ставить «Короля Лира».

Выдающемуся литовскому актеру Владасу Багдонасу в спектакле Туминаса приходится непросто. Мало того что роль Минетти содержит километры текста, текст этот прихотлив и алогичен, герой, словно в бреду, многократно повторяет одни и те же периоды. Багдонас начинает спектакль с наигранной, бравурной важности, весомо и басовито резонирует. До поры, пока та самая саркастичная дама с шампанским (Инга Бурнейкайте) не обратит внимания на выбившуюся из штанины старика штрипку от кальсон. Играть в импозантность больше нет смысла: Минетти беден, стар, запущен и одинок.

Багдонас виртуозно ведет своего героя в путешествие по разным нотам гаммы чувств. Минетти то юродствует, кукарекая и выплясывая джигу, то впадает в бешенство, негодуя на непунктуальность режиссера, опаздывающего на рандеву, то растерянно мечется, осознав, что никакой режиссер не придет. При этом Багдонас умудряется держать героя на некоторой дистанции от переживаемых им эмоций – мы чувствуем, что во всем этом есть доля игры, что Минетти устраивает перед нами свой последний спектакль. Ему подыгрывают персонажи фона: то слуги за стойкой портье подпоют старику, то вбегут люди в карнавальных масках, то прошествует в свой номер великан, то лилипут, словно сбежавшие из волшебной сказки.

Настоящим моментом истины для Минетти – Багдонаса становится встреча с белокурой девушкой (Агне Шатайте), которую он нелепо и трогательно пытается защитить от вьюги, раскрыв зонт. С влажными глазами, исповедальным тоном Минетти рассказывает ей (жене? музе?), как был интендантом в театре Любека, как бескомпромиссно порвал со всей классической драматургией – кроме «Лира», как был не понят, не принят и едва ли не посажен в тюрьму.

В этих монологах, благодаря таланту Багдонаса наполненных сильным и искренним чувством, определенно звучит отголосок исповеди самого режиссера Туминаса. Тут и обида на публику: в Литве Туминаса немало клеймили за увлечение русской классикой, в России – за ее «искажение». И усталость от руководства театром: «Кто принимает пост главного режиссера – тот самоубийца», – выпаливает Минетти. И горькое осознание подкрадывающейся старости, которая когда-то потребует уступить место новым кумирам, – белокурая девушка бросит Минетти, уйдя справлять Новый год с молодым возлюбленным.

Однако чересчур впечатлительным зрителям не стоит хвататься за носовые платки. Для настоящего художника и сомнения, и горечь, и даже отчаяние – лишь топливо для создания новых произведений.

Под аккорды шубертовской шарманки Минетти покончит с собой и, бездыханный, останется лежать на своем старом чемодане. Режиссер Туминас, по иронии судьбы, в тот же вечер, когда его вильнюсский спектакль гастролировал на «Балтийском доме», выпускал премьеру московской версии «Минетти» в Вахтанговском театре. Он прощается, но, слава богу, не уходит.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 188 (5561) от 08.10.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.