Медведи и пионеры

Руководитель Берлинале Дитер Косслик сказал в день открытия фестиваля: «Ключ к концепции конкурса этого сезона – удивительный географический охват современной киномысли». Умение найти интригующие киноопусы в стороне от проторенных дорог традиционно для составителей берлинской программы. Но в этом году кинопутешествия в далекие и малоизвестные миры, как кажется, объединили мир в одну большую съемочную площадку – и именно это стало стилевым знаком программы, эклектичной и тем особенно любопытной.

Медведи и пионеры | Продюсеры фильма «Под электрическими облаками» Артем Васильев (справа) и Андрей Савельев держат «Серебряного медведя», присужденного за лучшую операторскую работу Евгения Привина и Сергея Михальчука.<br>ФОТО Tim BRAKEMEIER/EPA

Продюсеры фильма «Под электрическими облаками» Артем Васильев (справа) и Андрей Савельев держат «Серебряного медведя», присужденного за лучшую операторскую работу Евгения Привина и Сергея Михальчука.
ФОТО Tim BRAKEMEIER/EPA

Чилийский документальный эпос об уничтожении индейских племен и национальной расплате в виде репрессивного режима Пиночета – «Перламутровая пуговица» Патрисио Гусмана. Поэтический любовный морок успешного голливудского сценариста – «Рыцарь кубков» Теренса Малика. Хладнокровные мечты о пороке – «Журнал горничной» Бенуа Жако. И душераздирающая борьба за свободу албанского трансвестита поневоле – «Клятва девственницы» Лауры Биспури. Две костюмные драмы о дамочках, сохраняющих свое высокомерие и отменный внешний вид в сложных обстоятельствах передвижений по пустыням песочным и снежным, – «Никому не нужна ночь» Изабель Кашет и «Королева пустыни» Вернера Херцога.

История давняя – и недавняя – тоже нашла себя в разнообразных изысканных жанровых формах. Яркую и кинематографически виртуозную фантазию Питера Гринуэя «Эйзенштейн в Гаунохауто» на тему творческой биографии Сергея Эйзенштейна можно назвать порнокомиксом. Персонажи утрированы, ситуации карикатурны.

Но дело в том, что известный провокатор Гринуэй боготворит сам взгляд великого создателя киноязыка – Эйзенштейна – на мир: и здесь англичанин очень серьезен. Он раскадровывает реальность в авангардном духе, он все время переводит взгляд камеры от глаз обычных, так сказать, людей к точке зрения своего героя – визионера-гения Эйзенштейна. Эксцентричные технические возможности и сложносочиненные мизансцены старомодного великого киноискусства Гринуэй соединяет в новый киноязык для того, чтобы с его помощью изучать новаторство Эйзенштейна.

Любопытной рифмой стал китайский мюзикл о шикарных 1920-х, который превращается в громокипящий маскарад о помпезном и изворотливом киноискусстве тоталитарных режимов. Это «Унесенные пулями» Чжана Вэня, каннского лауреата, персоны тоже очень известной в киномире. В основе истории не сохранившийся, но действительно существовавший первый полнометражный китайский фильм. В нем воссоздавалась знаменитая интрига: конкурс куртизанок в Шанхае, убийство победительницы, криминальный отмыв денег продюсерами кабаре. А теперь на экране китайская Лени Рифеншталь, позирующая с кинокамерой, полеты в алом бьюике на Луну, восхитительные танцы в стиле Фреда Астера и комические оперные аналоги политических амбициозных страстей.

От веселящего душу комедиантства программа фланирует в сторону его печального варианта – «Под электрическими облаками» Алексея Германа-младшего. Слегка футурологическая фреска – действие происходит в 2017 году, юбилей революции – сюрреалистическая и остросоциальная одновременно. Персонажи из разных социальных слоев – от гастарбайтера, мечтающего выучить язык страны-работодателя, чтобы починить магнитофон, до наследников миллионера и мецената, трогательно похожих на Кая и Герду, – так же растеряны в холодной стране, так же отчаянно вступают в диалог с местными «снежными королями». Традиционное для режиссера фронтальное разворачивание повествования, микросюжеты в углах кадров, реплики в камеру.

Публика отнеслась к картине с большим энтузиазмом – европейские кинолюбители привыкли ждать от Германа-младшего своего рода «атмосферных» откровений о стране, мерцающих смыслов, блуждающей иронии. «Серебряный медведь» за выдающуюся визуальную работу операторам Евгению Привину и Сергею Михальчуку совершенно закономерен. Но не знаем мы, каков баланс между поклонниками фильма и теми, кто считывает меланхоличную образность Германа-младшего как несколько полую и несколько фальшивую. Впрочем, может быть, именно в этом и заключается его диалог с кинематографом отца. Как написала берлинская газета: «Если Герман-старший был Брейгелем и Босхом экрана, младший – де Кирико и Гаспар Фридрих, метафизик и романтик».

«Пионеры-герои» Натальи Кудряшовой (показанные в программе «Панорама») рифмовались с конкурсным ностальгическим полотном «Как мы мечтали» немецкого режиссера Андреаса Дрезена, и оба фильма вызывали неоднозначную реакцию. Вдохновенно снятая история трех одноклассников, теперь почти сорокалетних, успешных в своей медиадеятельности, но страдающих от отсутствия подвигов в их комфортабельном бытии. А ведь в далеком 1987-м их принимали в «последние пионеры» – и инфернальные портреты несчастных детей-героев висели на школьной стене. Почему фальшивая мифология тоталитарного режима стала столь эмоционально значимой для персонажей фильма, почему они зависят от нее, почему травматический «вирус» оказался столь живучим – именно на эти действительно болезненные вопросы фильм не только не дает ответов, но и не ставит их. Последнее вызвало искреннее недоумение у многих зрителей.

И переходим к победителям. Традиционно для Берлинале ими становятся авторы и фильмы, в которых человеческая жизнь представлена в пронзительном драматизме – без стилевых прикрас и фокусов. «Золотой медведь» за лучший фильм – «Такси» иранца Джафа Панахи. Двадцать пять лет назад он был одним из создателей моды на полудокументальные трагически лукавые сказания о повседневной жизни иранцев. В своей стране режиссер преследуется правительством, у него запрет на профессию, еще недавно на Каннский кинофестиваль он передавал флешку со своим фильмом, как докладывают очевидцы, в пирожном. Однако азарт истинного – и виртуозного – хроникера бытия неотменим. И вот уже Панахи сам играет главного героя – таксиста, в автомобиле которого происходят трагедии и комедии абсурда.

«Серебряный медведь» за открытие новых перспектив в кино – тоже вполне предсказуемо – был отдан гватемальской картине, снятой на языке индейцев майя «Иксканул» Хауро Бустаманте. История девушки-подростка из семьи необразованных крестьян, работающих за гроши на плантациях кофе поблизости от жерла спящего вулкана. Главных героинь сыграли участницы деревенского драмкружка. Архаичное бытие, нищее и бесправное, на фоне могущественных пейзажей, для которых жизнь отдельного человека – ничтожная часть мгновения. Проснется ли вулкан? И обретут ли когда-нибудь судьбы местных жителей ценность?.. Кино отчаянно откровенное в своей наивности.

«Гран-при» получила картина, также прибывшая с другого континента, – антиклерикальная притча «Клуб» чилийца Пабло Лоррена. Награду за лучшую режиссуру разделили на две части. Одна досталась польке Малгожате Шумовска – фильм «Тело»: «черная» комедия о моральном противостоянии несправедливостям мироздания в духе Кшиштофа Кесьлевского. Другая – румынскому режиссеру Раду Джуде за черно-белый ретровестерн о поисках сбежавшего раба-цыгана «Аферим!».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 026 (5399) от 16.02.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...