«Побратимы» петербургских музеев рассказывают об эвакуации ленинградцев

«Ленинградский мост» (так называется выставка в Нарышкином бастионе Петропавловской крепости) не только символ блокадной памяти, связанной с эвакуацией. Это еще и название реальных городских объектов, существующих ныне в Омске и Челябинске.

«Побратимы» петербургских музеев рассказывают об эвакуации ленинградцев | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Свое название они получили в память о ленинградцах, работавших там на оборонных предприятиях в годы войны.

В Челябинске возле Ленинградского моста даже установлена шестиметровая арка с уменьшенной копией «Медного всадника».

Настоящим побратимом питерских музеев стал удмуртский город Сарапул: там хранились эвакуированные из Ленинграда культурные ценности.

- На Волге, Урале и в Сибири по сей день работают предприятия, основанные во время войны на базе ленинградских. Выпускают специалистов вузы, «рожденные» от ленинградских. Развиваются музейные и реставрационные программы, возникшие в военные годы благодаря ленинградцам, - отмечают инициаторы выставки, посвященной эвакуации жителей осажденного Ленинграда и их возвращению обратно.

Организована она в рамках всероссийского проекта «Побратимы», который осуществляется уже несколько лет. К ее открытию была приурочена и презентация вышедшей в издательстве «РОССПЭН» коллективной монографии. В ее создании принимали участие исследователи из почти трех десятков регионов России и бывших союзных республик.

- Никогда еще прежде история эвакуации и реэвакуации не рассматривалась столь масштабно, досконально, с привлечением огромного количества архивных материалов. Парадоксально, что до сих пор не было ни одного комплексного исследования, посвященного повседневности и «сложным вопросам» пребывания ленинградцев в эвакуации, - отмечает составитель сборника «Побратимы» и автор его концепции доктор исторических Юлия Кантор.

Обычно рассказ об эвакуации заканчивается на том, что горожане перебрались через Ладогу, оказались в Кобоне. А дальше? На выставке идет речь о том, какой была дорога на Большую землю, скольким ленинградцам стоила она жизни. О том, как встретили их там, как приняло их местное население, как власти решали повсеместно возникавшие проблемы с расселением, трудоустройством, медицинской помощью. И как ленинградцы приспосабливались к новым условиям.

- В эвакуацию с собой можно было взять только одно место, не превышавшее по весу 30 килограммов, - напоминает куратор выставки ученый секретарь Музея истории города Ирина Карпенко. Вот почему среди экспонатов - чайник, жестяные кружки, ложки, тарелки. Самые простые бытовые предметы, без которых было не обойтись в дороге...

Редкий экспонат - телеграмма, которую отправила из Вологды в город на Неве своим родным эвакуированная жительница Ленинграда: «Горячо поздравляю прорывом блокады скорой встречи крепко целую всех Леля». Рядом - последний номер стенгазеты «Юный ленинградец», посвященный закрытию интерната № 18 в селе Тихоново Татарской АССР, в котором находились дети ленинградских журналистов, и отъезду воспитанников домой. Ребята подводят итоги: сколько за все время заготовили дров, воды, обработали земли, что научились: плести, вышивать, вязать. Организовали 19 концертов, прослушали 47 лекций и докладов, выпустили 28 стенгазет...

Едва ли не самый трогательный экспонат выставки - плюшевый мишка. История его такова: игрушка была подарена ленинградской девочке на новый, 1941-й, год. Отправляясь в эвакуацию по Дороге жизни зимой 1942 года, она взяла его с собой как память об отце. Вернувшись в Ленинград в 1945-м, привезла этого медведя с собой. И потом он очень долго хранился в семье.

- Это было уже довольно давно: она принесла семейную реликвию нам, сказав: мол, лучше этот мишка будет здесь: он старый, внукам не нужен, а в музее точно сохранится, - рассказала Ирина Карпенко. - Увы, ее имя не успели записать, и она осталась безвестным дарителем.

#Ленинград #история #память

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 014 (6367) от 28.01.2019 под заголовком ««Медный всадник»... в Челябинске».


Комментарии