Мечта в серебре. В Аполлоновом зале Зимнего дворца — выставка одного экспоната

В центре блестит позолотой монстранц (дарохранительница) — атрибут католического храма, сосуд, в котором причастие или святые дары выносят во время процессий в дни больших христианских праздников. Герою выставки исполнилось пять с половиной веков. Такая серьезная дата и стала поводом для персонального показа публике.

Мечта в серебре. В Аполлоновом зале Зимнего дворца — выставка одного экспоната | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Высота памятника немногим больше метра. Он окружен многократно увеличенными фотографиями его же деталей. Экспозиция устроена таким образом, словно посетители входят в храм. Сам монстранц имитирует собор: три яруса, стрельчатые арки, наверху фигуры святых, внутри стеклянный сосуд для причастия. На вершине — крест с распятым ­Христом с лицевой стороны и Марией на обороте. На подножии гравированные изображения: мальчик Христос с орудиями страстей, Иоанн Богослов и епископ (святой Николай).

Это образ храма, — рассказывает куратор, автор концепции выставки Екатерина Некрасова-Щедринская, заведующая сектором драгоценных металлов и камня отдела западноевропейского прикладного искусства Эрмитажа. — Не всегда архитекторы имели возможность возвести храм из камня, в XV веке они уже были построены. Свои мечты они воплощали в микроархитектуре. Так ее называют исследователи, которые занимаются этой темой. Мастера оформляли монстранцы с искусством, которым обладали.

Монстранц в Аполлоновом зале выглядит так, словно он золотой. На самом деле это золоченое серебро. Украшения не драгоценные камни, а цветные стекла и эмали. В Средние века было мало драгоценных минералов. Памятник демонстрирует мастерство средневекового ювелирного искусства и готической архитектуры. Гравированные изображения на его подножии можно сравнить с гравюрами крупных мастеров своего времени. Для автора монстранц — мечта, воплощенная в золоченое серебро, верх благочестия и изыска.

У Некрасовой-Щедринской к нему особое отношение. В ее хранении почти нет вещей с именем автора, тем более с его автографом. Свою подпись мастер поставил в нижней части монстранца, ее можно разглядеть на фотографии. Это подпись Ганса Рисенберга Старшего. Известно, что он много и успешно работал, в том числе по приглашению Ивана III при царском дворе в Москве. Избирался членом суда и старейшиной в гильдии святого Канута, объединявшей ремесленников разных профессий, включая ювелиров. Монстранц был создан для церкви Нигулисте (Святого Николая) в Ревеле, нынешнем Таллине.

Заказ Ганс Рисенберг получил, когда уже играл в городе видную роль. За работу ему обещали 150 марок, не считая стоимости серебра. Сбор средств проводился среди прихожан. Деньги поступали плохо, пришлось даже переплавить несколько предметов из сокровищницы. На золочение пошли золотые монеты и старые мелкие предметы церковной утвари. Работа продолжалась семь лет. Монстранц был позолочен и освящен в 1477 году, ему выпала непростая судьба.

Редкий случай, когда историю вещи, которая представлена на монографической выставке, можно проследить за 550 лет ее существования. Она отражена в архивных документах. По своему прямому назначению монстранц служил до 1524 года. Потом началась Реформация и изысканное серебряное изделие перестали использовать в церковных службах. Его хранили, но уже как принадлежащую городу материальную ­ценность. В этом статусе он оставался до Северной войны, когда русские войска осадили Ревель. После капитуляции он был преподнесен генерал-губернатору Эстляндии Александру Меншикову. Очевидно, тот передал дар Петру I. После смерти императора монстранц оказался среди его личных вещей, был передан в Кунсткамеру, где о его происхождении забыли. Уже в первом каталоге Кунсткамеры он числится как трофей царя Иоанна Грозного, взятый в Дерпте. В Императорский Эрмитаж реликвия поступила в 1894 году.

Два десятилетия назад монстранц переместили из постоянной экспозиции в Западной (Романовской) галерее Малого Эрмитажа во вновь открывшуюся Бриллиантовую кладовую, с тех пор он покидал ее лишь ради временных выставок. В частности, год назад он был одним из главных экспонатов на выставке «Цари и рыцари. Роман со Средневековьем».

В Аполлоновом зале монстранц впервые представлен в атмосфере, напоминающей ту, для которой он был создан.

Читайте также:

Эпоха курганов и находок. Востоковеду и историку Николаю Веселовскому посвятили выставку в Эрмитаже

В Приморской картинной галерее состоялись девятые Дни Эрмитажа во Владивостоке


#выставка #Зимний дворец #монстранц

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 203 (7779) от 28.10.2024 под заголовком «Мечта в серебре».


Комментарии