Главная городская газета

Майя. История любви

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Главные лица моды Петербурга представят «Ассоциации» в Царском Селе

Ежегодный проект проводит своей десятый сезон в пригороде Петербурга. Кто станет его участником? Читать полностью

Запах «Счастья» в Летнем саду

Как связаны «Пирамида», «Коронный», «Прекрасное ожерелье» и картины из овощей - в нашем специальном материале. Читать полностью

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью
Майя. История любви |  ФОТО www.ridus.ru

ФОТО www.ridus.ru

Она красиво танцевала и красиво жила. До последнего сохранила стать, осанку: гордо поднятая голова и царственные плечи, хрупкая фигурка и – руки, руки, говорящие, живые. И – глаза...

Если верить новостям, умерла легко. На 90-м году жизни, от сердечного приступа – дай Бог каждому. В радости – хотя и горе было, наверное, пусть не напоказ, – больше полувека прожила с мужем, любимым и любящим. Как он теперь без нее? – этот вопрос задают абсолютно все, сразу после непосредственной реакции на ее смерть.

Ей дано было слишком много. Или просто – дано было счастье: счастье творчества и счастье любви. Или – это она дарила счастье всем, кто ее окружал. Она умела дружить, не скупилась на одобрение и похвалу, не делала различий между великими артистами и начинающими танцовщиками, между звездами – и театральными администраторами. Сегодня и они плачут по ней.

Сама – звезда ярчайшая, рядом с которой меркнут иные балетные светила. И не только потому, что танцевала так, как никто, но и потому, что заставила говорить о себе людей, от балета далеких и на сцене ее никогда не видевших. А как обсуждали ее туалеты! Плисецкая была музой Пьера Кардена, дружила с Коко Шанель, костюмы для нее создавали Ив Сен-Лоран и Жан Поль Готье. Для нее ставили свои балеты Морис Бежар, Ролан Пети, Альберто Алонсо, а потом и она сама ставила – для главного в своей жизни человека: «Анну Каренину», «Чайку», «Даму с собачкой».

«Я живу интересами Щедрина», – говорила она два года назад в интервью накануне открытия Новой сцены Мариинского театра и премьеры специально написанной по этому случаю оперы Щедрина «Левша». Прима Большого, в последние годы стала частой гостьей Мариинского. В последний раз она была у нас меньше месяца назад, 8 апреля, когда Денис Мацуев играл Второй фортепианный концерт Щедрина – разумеется, вместе с оркестром под управлением Гергиева. Денис одним из первых откликнулся на смерть Майи – самым простым сегодня способом, на своей страничке в Facebook:

«...Казалось, что кто-кто, а Майя Михайловна будет всегда. Она у всех вызывала неподдельное восхищение: тем, как прекрасно выглядела, интеллектом, чувством юмора, потрясающей грацией, чувством собственного достоинства, взглядом и паузами ее знаменитыми. Я знал Майю Михайловну более 15 лет, как и ее супруга Родиона Константиновича Щедрина, мы очень близко дружили, это фантастическая пара, которая вдохновляла друг друга и всех вокруг, с кем они общались. Эта пара абсолютно не из сегодняшнего времени: нереальное взаимопонимание, идиллия. Когда говорят, что два великих человека в семье сосуществовать не могут в принципе, эта пара, конечно, исключение. На всех репетициях и концертах, когда мы играли музыку Щедрина, она всегда сидела в зале. Это великая муза великого Щедрина».

«Сегодня ушла целая эпоха – эпоха Большого Балета... Великая, единственная и любимая Майя Михайловна! Я бесконечно благодарна Вам за то, что Вы были рядом. За то, что Вы были в нашей жизни. За то, что Вы были...» – это Диана Вишнева, на чей творческий вечер в новом Мариинском сегодня Плисецкая уже не придет. Диана посвятила это свое выступление ей, Майе. Наследница ее лучших ролей – в «Кармен-сюите», «Анне Карениной», бежаровском «Болеро» – она будет танцевать «Золушку» Алексея Ратманского – хореографа, в чьей творческой жизни Майя Михайловна тоже была добрым гением.

«Я считаю, что существуют только две вещи (все остальное – тлен и суета): это искусство и любовь... Что тебе еще интересно узнать обо мне, читатель? Что я всю жизнь страдала бессонницей?.. Что я всегда была конфликтна? Лезла на рожон часто попусту? Могла обидеть человека просто так, бездумно, несправедливо. Потом раскаивалась... Что во мне совмещались полюса – я могла быть расточительной и жадной, смелой и трусихой, королевой и скромницей?.. Что я почитала питательные кремы для лица и любила, густо ими намазавшись, раскладывать на кухне пасьянсы?.. Что была ярой футбольной болельщицей (за клуб ЦСКА)?.. Что любила селедку, нежно величая ее «селедой»?.. Что была до глупости легковерна и столь же – нетерпелива. Ждать не умела никогда... Была резка, порывиста... Что всю, всю свою жизнь обожала, боготворила Щедрина?.. Что вынесла я за прожитую жизнь, какую философию? Самую простую. Простую – как кружка воды, как глоток воздуха. Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. На очень хороших и очень плохих. Плохих во все века было больше, много больше. Хорошие всегда исключение, подарок Неба».

Ее последними словами к мужу были: «Я тебя обожаю!». Так она и ушла, Майя – в мае.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook