Маяк в арсенале. Центральный Военно-морской музей расширяет присутствие в Кронштадте

Музей ведет свое начало от Модель-камеры - хранилища кораблестроительных моделей и чертежей, основанного Петром I. Первое упоминание о нем датировано 24 января (по новому стилю) 1709 года, и в наступившем году музей отпразднует свой 310-й день рождения, отметив его самой масштабной за последнее время выставкой. Многие уже привыкли к тому, что его основная экспозиция находится не в здании Биржи на Стрелке Васильевского острова, как прежде, а в Крюковских казармах на площади Труда, но не все знают, что у этого хранилища множество филиалов. Директор музея Руслан Нехай рассказал нам о том, что происходило в них в минувшем году и каковы планы на будущее.

Маяк в арсенале. Центральный Военно-морской музей расширяет присутствие в Кронштадте | На втором этаже Морского собора справа и слева от хоров разместится музейная экспозиция «Православие и флот». ФОТО Александра ДРОЗДОВА

На втором этаже Морского собора справа и слева от хоров разместится музейная экспозиция «Православие и флот». ФОТО Александра ДРОЗДОВА

- Руслан Шамсудинович, чем запомнился минувший год?

- Да много чем! Например, самый наш известный филиал, крейсер «Аврора», стал 25-м объектом России, попавшим во Всемирный список особой туристской привлекательности. Такой статус дает ему сертификат Международного комитета по туристской привлекательности и устойчивому развитию туризма. Ранее в этот список были включены Эрмитаж, Московский Кремль, Кижи, озеро Байкал, Эльбрус и другие достопримечательности.

В минувшем году мы «приросли» музеем изобретателя радиотелеграфа Александра Попова в Кронштадте. Прежде эта экспозиция находилась в здании кронштадтского Минного офицерского класса, где изобретатель преподавал курс высшей математики и практической физики. Однако там зал размещался на территории воинской части и не был доступен широкой публике. К тому же помещения были в аварийном состоянии. Теперь экспозицию перенесли в Итальянский дворец, где она стала частью нашего филиала «Кронштадтская крепость». Мы поняли, что тема востребована: люди хотят знать о том, где, в каких сферах наша страна была первооткрывателем.

В Кронштадте в апреле 1895 года впервые в мире были проведены опыты по радиосвязи - на расстоянии 30 саженей между беседкой в парке и кабинетом Попова. В залах музея - модели первого в мире радиоприемника и грозоотметчика, а также десятки физических, измерительных, теле- и радиоприборов. Всего больше тысячи двухсот предметов, касающихся истории изобретения радио в России. Представлены и уникальные материалы по рентгенотехнике, ведь именно в стенах Минного класса в феврале 1896 года был создан первый в России рентгеновский аппарат...

К середине марта мы планируем после окончания ремонтных работ открыть в том же Итальянском дворце зал, посвященный талантливому русскому флотоводцу XIX века адмиралу Григорию Бутакову. Он расскажет о том, как обучали будущих флотоводцев и руководителей российского военно-морского флота.

В этом же здании появится еще одна совершенно новая экспозиция, посвященная адмиралу Степану Макарову. Все экспонаты уже подобраны. Дело в том, что сохранились подлинная обстановка его кабинета: часть находилась в одной из воинских частей (там было служебное помещение Макарова как военного губернатора Кронштадта и командира Кронштадтского порта), часть - в наших фондах. Сохранились и мемориальные предметы Макарова. У нас есть даже его фуражка, которая была поднята с воды после того, как броненосец «Петропавловск», на котором находился адмирал, подорвался на японской мине... Точных сроков открытия музея Макарова нет, но, скорее всего, - к Дню Победы.

- Скажите, Морской собор - тоже ведь часть филиала «Кронштадтская крепость»...

- С октября этого года здание находится в оперативном управлении нашего музея. До этого оно содержалось за счет Северо-Западного управления имущественных отношений Минобороны. Теперь обслуживание здания полностью ложится на плечи музея. А это значит - убирать, охранять, справляться с теми неисправностями, которые там случаются. Недавно, например, лопнула труба в подвале. Чтобы отремонтировать ее, пришлось поднимать мраморные плиты...

Впрочем, скажу о другом: вскоре мы откроем на втором этаже Морского собора экспозицию «Православие и флот». Концепция разработана, тематико-экспозиционный план утвержден. Причем у нас есть полное взаимопонимание с настоятелем храма архимандритом Алексием.

Еще в наших ближайших планах - реставрация и музеефикация здания Кронштадтского арсенала. Оно очень выгодно расположено на средоточии туристических маршрутов - между причалом и Морским собором, возле Петровского парка. Рядом - пространство парка «Патриот». Склад военно-технического имущества сейчас покидает здание, и его передают нам. Предстоит освоить 10 тысяч квадратных метров экспозиционных площадей, это немногим меньше, чем у нас сегодня в Крюковских казармах на площади Труда.

Арсенал ждет серьезная реставрация. Придется разобрать много позднейших перегородок, чтобы вернуть зданию, возведенному в 1830-х годах, первоначальный облик. Некоторые окна сейчас заложены, какие-то просто наглухо забетонированы. Кровля, стропильная система в тяжелом состоянии. Мы понимаем объем и сложность работ, но уверены, что у нас все получится.

Кстати, у нас есть все исторические основания претендовать на здание арсенала. У него богатое военно-морское прошлое. Еще до революции оно было первым филиалом Морского музея. Здесь собирали то, что на практике могло помогать флотским офицерам. Во время Великой Отечественной войны, когда музея здесь уже не было, тут приводили в боеспособное состояние мины и торпеды, а также артиллерийские орудия для кораблей. Именно здесь в 1944 году изучали самонаводящиеся акустические торпеды, поднятые с затопленной в Выборгском заливе новейшей немецкой субмарины U-250.

- О чем расскажет музей в арсенале?

- Мы посвятим его страницам флота, связанным с Кронштадтом. Экспонаты есть, причем не только в наших фондах: мы заручились поддержкой главкома, что нам будут поставлять предметы с кораблей, которые выводят из состава ВМФ.

Будет здесь развернута и наша экспозиция, которая до 2009 года помещалась на втором этаже Морского собора. Там, между прочим, были две замечательные диорамы: одна - об отражении шведского десанта в 1705 году, вторая - о налете вражеской авиации на Кронштадт 23 сентября 1941 года.

И здесь же мы представим модель Кронштадтского маяка, задуманного Петром I. Он хотел поставить его над входом в док, который сегодня зовется Петровским. Царь считал, что Кронштадт, главный порт России, должен быть не хуже Родоса и Александрии, и российский маяк должен был превосходить тамошние по высоте. Его заложили в 1723 году, но он так и не был построен...

- Не забудем еще и про филиал Центрального военно-морского музея в Гавани - подводную лодку Д-2 «Народоволец»...

- Действительно, раньше этот филиал был как бы на задворках, а сегодня он очень активно развивается, становится местом притяжения горожан. Наши планы - построить рядом с исторической субмариной музей подводного флота и представить в нем модели всех субмарин, которые когда-либо были построены в России и СССР, - от «потаенного судна» петровского времени до современных. Некоторые модели сегодня есть в нашем музее, а те, что нет, будем делать. Причем не «детские», а полноценные, в масштабе 1:48, с четкой детализацией.

При этом главный экспонат, «Народоволец», будет укрыт футляром, оберегающим от атмосферных осадков. Эскизный проект уже разработан. Земля под здание закреплена за музеем в оперативное управление.

Рядом с «Народовольцем» может встать на вечную стоянку еще одна субмарина - К-3 «Ленинский комсомол», с которой начиналась история отечественного атомного подводного флота. Она вступила в строй в 1957 году.

- Реконструкция Музея Дороги жизни в Осиновце закончена?

- Да, но его развитие продолжается, в частности, была установлена часовня, посвященная защитникам Отечества. И он продолжает пополняться. Например, осенью нашим экспонатом стал поднятый со дна Ладоги якорь сторожевого корабля «Пурга» - флагмана Ладожской флотилии, потопленного врагом в сентябре 1942 года.

И мы продумываем шаги по дальнейшему расширению нашего филиала. Практически все они относятся к территории за пределами нынешнего музейного комплекса. Иной перспективы просто нет: сегодня он зажат между двумя частными владениями, ему неизбежно будет не хватать места.

В ближайших планах - создание напротив нынешнего музея экспозиции под открытым небом. Там будут воссозданы военно-полевые укрепления, существовавшие в Осиновце во время войны. Сейчас мы ведем переговоры о передаче нам Осиновецкого маяка. Он действующий, и мы рассчитываем, что будем использовать его совместно с Ладожским бассейном, которому он принадлежит. Проводить экскурсии, показывать, как устроен маяк, подниматься на смотровую площадку. Надеюсь, что в 2020 году это будет уже осуществлено.

И еще один вполне реальный проект - сооружение пирса возле осиновецкого музея, чтобы в него можно было добираться не только по суше, но и по воде. И тогда к нам будут заворачивать круизные суда, которые проходят через Ладожское озеро. Администрация Ленинградской области нас поддерживает, поэтому есть надежда, что наши планы воплотятся.

#интервью #выставка #Военно-морской музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 005 (6358) от 15.01.2019 под заголовком «Маяк в арсенале».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?