2Vtzqv4Hz9U

Матильда снова в Павловске

Длинные расшитые шлейфы, спускающиеся до колен откидные рукава, кокошники с фатой – в таких хоть и красивых, но несколько неудобных нарядах блистали на торжественных событиях члены семьи Романовых. Правда... ненастоящие: в Розовом павильоне Павловского парка открылась выставка «Матильда. В блеске императорского двора». Киноманы смогут увидеть на ней наряды из нового фильма Алексея Учителя «Матильда» – о любви последнего российского императора к знаменитой балерине. А те, кто занимается рукоделием, наверняка вдохновятся удивительно красивыми узорами на платьях.

Матильда снова в Павловске | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

– Да-а-а, хорошо когда-то жили! – вздыхает кто-то из посетителей, рассматривая нежное бело-розовое платье, на котором серебряными нитями «вырисованы» павлиньи перья. Такие изящные и легкие, что кажется, дунешь, а они возьмут и улетят...

Парадные женские и мужские наряды, подсвеченные массивными люстрами, гармонично вписываются в пышное убранство Розового павильона. Расписной потолок, украшенный нанизанными на длинные нити цветами, отражается в высоких зеркалах для балетного класса – реквизите фильма. Здесь почти месяц снимали одну из сцен, в которой происходит отбор балерины на главную роль в праздничном спектакле, поставленном по случаю коронации Николая II. Поэтому в ротонде павильона можно увидеть и сшитые для фильма бальные платья Кшесинской. Они в некоторой степени повторяют наряды, эскизы к которым были выполнены директором императорских театров Иваном Александровичем Всеволожским.

– Императорский двор и императорские театры часто пересекались, – рассказывает искусствовед Рифат Гафифуллин. – Театральные сотрудники всегда выполняли эскизы нарядов для костюмированных балов, которые обычно проходили в великокняжеских дворцах.

А всего для съемок фильма сшили более 5 тысяч платьев и мундиров, на которые ушло около 17 тонн тканей! Из них на выставке представлен всего 31 наряд. Узоры на русских придворных платьях современные, выдуманные – их нарисовала Надежда Васильева, художник по костюмам фильма. Но фасон выдержан полностью. Все представленные на выставке наряды были сшиты для сцены коронации в Успенском соборе, которую снимали в пышных декорациях, построенных на одном из петербургских заводов.

– Коронация – самое торжественное событие. Поэтому наряды должны были быть не просто эффектными и богатыми, но определенного покроя, который еще в 1834 году утвердил указом император Николай I, – объясняет главный научный сотрудник ГМЗ «Павловск», хранитель костюма Наталья Вершинина. – У платьев была одинаковая декоративная отделка. Например, старшая по званию фрейлина надевала платье зеленого цвета, а младшая по званию – малиновое. И вышивка была вполне определенного рисунка. У придворных кавалеров тоже была одежда с установленными узорами, по которым можно было узнать должности этих людей. Но такие правила не касались представителей семьи Романовых: каждый из них заказывал индивидуальный костюм.

Это и послужило толчком к фантазии художницы по костюмам фильма. Надежде Васильевой потребовалось создать более 300 парадных нарядов, и все они должны были иметь разный орнамент. Причем в музеях сохранилось около двух десятков парадных платьев. В Павловском дворце, например, лишь пять таких.

Вышивка на всех выставленных нарядах машинная – делали ее мастера в Индии, причем мужчины. Но потом вручную нашивали блестки, бисер, искусственный жемчуг. Канитель для эполет заказывали в Пакистане, только там еще сохранилось искусство ее изготовления. А ордена и медали отливали в Великобритании.

Правда, самого главного платья – коронационного – на выставке нет, его тщательно берегут. Уж очень оно дорогое и тяжелое! На наряд Александры Федоровны ушло 15 метров серебряного глазета, расшитого серебряной нитью (ненастоящей, конечно). Так что весит оно около 20 килограммов.

– Наш дворец атакуют очень многие съемочные группы. Казалось бы, это довольно доходная часть бюджета, но нашему музею это приносит столько хлопот, что мы редко идем навстречу и совершенно спокойно отказываем режиссерам, – признается директор музея-заповедника «Павловск» Вера Дементьева. – Когда к нам обратился Алексей Учитель и мы узнали, что будет большая съемочная группа, много реквизита, аппаратуры, мы сказали: «Ради бога, только не у нас, только не у нас!». Но как только увидели эти зеркала и наряды, мы были буквально зачарованы этой немыслимой красотой. А потом захотели показать ее нашим посетителям.

Выставка незапланированная и поэтому кратковременная. 29 июня она закроется, а съемки возобновятся. Пышные наряды, скорее всего, получат потом постоянную прописку на «Ленфильме». А пока сотрудники музея предлагают посетителям дополнить эту выставку посещением постоянной экспозиции «Музей костюма» и сравнить аутентичные платья конца XIX – начала XX века с нарядами для фильма.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 105 (5478) от 15.06.2015.


Комментарии