Мастерство и/или баловство?

На Новой сцене Александринского театра состоялся второй концерт детского абонемента «Школа новой музыки». Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) впервые в Петербурге представил свой проект «Детский/Недетский альбом».

Мастерство и/или баловство? | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

На мой взгляд, «Школа новой музыки» – одна из самых интересных программ Александринского театра в этом сезоне. Сейчас все учреждения культуры принялись объяснять подрастающему поколению, что такое современное искусство, как его распознать, понять и принять. Как известно, лучше всего урок усваивать в диалоге. Детские концерты, которые проводит на Новой сцене фонд «Камера Обскура», построены по принципу диалога: сначала звучат произведения классиков, потом – современников. Классическая красота и современный хаос соревнуются за внимание слушателей.

Когда звучали пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского, юные зрители сидели тихо, боясь шелохнуться. А потом, услышав первые аккорды сочинений современных композиторов, удивлялись, недоумевали, искали созвучия. Главное, что никто не заскучал и не уснул.

Предыстория проекта такова: пару лет назад по инициативе Московского ансамбля современной музыки композиторам было предложено сочинить свои реплики к частям «Детского альбома» Чайковского. Получилась игра в ассоциации, полная неожиданностей. С этим проектом ансамбль гастролировал по городам России, постепенно к нему подключались композиторы из регионов.

Важно, что «Детский альбом» исполняли дети – учащиеся петербургских школ искусств, а «Недетский альбом» – опытные участники Московского ансамбля современной музыки. Юные пианисты демонстрировали прилежание и мастерство, взрослые как будто баловались. Дети, наверное, дивились происходящему и думали про себя: «Неужели, когда я вырасту, можно будет тоже играть без нот, стучать по крышке рояля, нарушать правила композиции?..» Вдохновляющий пример.

Было интересно сопоставлять. Тем более что на «Детский альбом» Чайковского откликнулись самые заметные представители нового поколения российских композиторов. Наверное, здесь не следует рассуждать о качестве музыки, но надо отметить ее разнообразие. Композиторы развлекались подобно детям: заменяли дивную мелодию шумом и скрежетом. А дети наблюдали, как у них на глазах создавались разные направления современной музыки. Какой бы странной она ни была, такому в музыкальных школах не учат. А изучать классику в контексте современности гораздо интереснее.

Печальная и светлая «Утренняя молитва» сменилась рваной, неровной, но в чем-то завораживающей композицией «Руки под краном» Александра Маноцкова. Это личные воспоминания о детстве: течет вода, слышится стук в дверь (как будто мама торопит: ты что там, заснул?), и ведут свою молитву на три голоса скрипка, фортепиано и флейта. «Игра в лошадки» спустя два века превратилась в «Гонки» – остроумный парафраз на вторую часть «Детского альбома» написал казахский композитор Сергей Ким (Се Хенг Ким). Он повторил ритм оригинала с помощью звуков, характерных для игр современных подростков. То же самое Се Хенг Ким проделал с «Маршем деревянных солдатиков», ритмично простучав узнаваемый мотив. Юные музыканты смотрели, как легко взрослые нарушают правила: стучат смычками по инструментам и по крышке рояля, пренебрегают нотной грамотой и творят невесть что. Возможно, ребятам пока рано вникать в специфику современного искусства, дескать, и такой бывает музыка, если на то воля композитора. Но поразмыслить о том, что такое музыка вообще, – самое время.

Один из главных хулиганов в новой музыке – петербургский композитор Юрий Акбалькан и вовсе выпустил на сцену заводных жуков. Миниатюра, навеянная «Новой куклой» Чайковского, называлась «Фабрика игрушек». Жуки бегали прямо по струнам, создавая неприятный скрежет, им нежно вторили две музыкальные шкатулки...

Это, конечно, далеко не все из того, что прозвучало. Вряд ли Чайковский грезил о подобной участи своих бессмертных произведений. Хотя как сказать – такое ведь тоже способ подарить музыке жизнь вечную... Размышлением о вечности завершился диалог красивого детства музыки, полного гармонии и совершенства, и ее сегодняшнего дерзкого отрочества, где шум – тоже музыка.

Александр Маноцков оставил название, как у Чайковского, «В церкви». Композитор объяснил, что виолончель и кларнет – это певчие, фортепиано – будто колокола, а флейта и скрипка – ангелы. Пожалуй, это была самая большая неожиданность концерта – красота на страницах «Недетского альбома» современной музыки. Маленькие слушатели как-то сразу и четко поняли, в чем главная ценность музыки, старой и новой, и она спасет мир искусства. И, может быть, эпоху композиторов, которой давно предрекли конец.

Следующий концерт детского абонемента с заманчивым названием «Нарисованная музыка» пройдет 11 января.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (5356) от 08.12.2014.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.