Мастера вышли из тени

В Гер­бо­вом и Пи­кет­ном за­лах Зим­не­го двор­ца раз­вер­ну­та вы­став­ка «Ре­став­ра­ция в Эр­ми­та­же. Взгляд сквозь при­зму вре­ме­ни».

Мастера вышли из тени | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Здесь есть ра­бо­та ран­не­го Ти­циа­на «Бег­ст­во в Еги­пет», «Ма­дон­на дел­ле Гра­цие» Ло­рен­цо Лот­то, «Порт­рет мо­ло­до­го че­ло­ве­ка в чер­ном кос­тю­ме с кру­жев­ным во­рот­ни­ком» кис­ти Рем­бранд­та, «Бла­го­ве­ще­ние» Джо­ван­ни Бат­тис­та Чи­мы да Ко­не­лья­но, ста­туя Афи­ны Римс­кой II ве­ка, скульп­ту­ра, гра­фи­ка, про­из­ве­де­ния де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го ис­кус­ст­ва, ме­бель, кос­тю­мы... Все­го бо­лее двух­сот пя­ти­де­ся­ти перво­класс­ных экс­по­на­тов. По­во­дом по­ка­зать их вмес­те ста­ло важ­ное об­сто­я­тель­ст­во —не так дав­но они про­шли че­рез ру­ки ре­став­ра­то­ров. Вы­став­ка по­свя­ще­на лю­дям, без ко­то­рых му­зей­ное де­ло не­мыс­ли­мо. Та­лант ре­став­ра­то­ров, их опыт, мас­тер­ст­во обес­пе­чи­ва­ют дол­гую, хо­чет­ся ду­мать веч­ную, жизнь па­мят­ни­кам.

Ес­ли вду­мать­ся, вы­ста­воч­ное про­с­тран­ст­во не ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся дву­мя по­ме­ще­ния­ми, оно много ши­ре. Все, что ви­дит пуб­ли­ка в му­зее, —объ­ек­ты по­сто­ян­но­го вни­ма­ния ре­став­ра­то­ров: от скульп­ту­ры на фа­са­де до на­бор­ных пар­ке­тов в за­лах. Ре­став­ра­то­ры со­про­вож­да­ют экс­по­на­ты на всех эта­пах их му­зей­ной жиз­ни: от­сле­жи­ва­ют со­сто­я­ние со­хран­нос­ти в хра­не­ни­ях и на экс­по­зи­ци­ях, со­про­вож­да­ют при пере­ез­дах в дру­гие рос­сий­ские му­зеи и за ру­беж, уча­ст­ву­ют в ар­хе­о­ло­ги­чес­ких экс­пе­ди­ци­ях...

Эр­ми­таж­ная ре­став­ра­ция —ро­вес­ни­ца му­зею, че­му есть до­ку­мен­таль­ные под­тверж­де­ния. Са­ма Ека­те­ри­на II про­бо­ва­ла се­бя на этом по­при­ще. Уже в XVIII —XIX сто­ле­ти­ях в Эр­ми­та­же ре­став­ри­ро­ва­ли кар­ти­ны, скульп­ту­ру, чи­ни­ли ча­сы, чис­ти­ли мо­не­ты и ме­да­ли. Пер­вой во вто­рой по­ло­ви­не XIX ве­ка по­яви­лась спе­ци­аль­ная мас­тер­ская ре­став­ра­ции скульп­ту­ры. В 1920 —1930-е го­ды в свя­зи с рас­ши­ре­ни­ем фон­дов от­кры­лись мас­тер­ские ре­став­ра­ции гра­фи­ки, тка­ней, пред­ме­тов при­клад­но­го ис­кус­ст­ва. В го­ды вой­ны ре­став­ра­то­ры за­ни­ма­лись эва­куа­цией экс­по­на­тов, хра­не­ни­ем, а по­том спа­се­ни­ем то­го, что по­стра­да­ло и вер­ну­лось из эва­куа­ции. В после­воен­ные го­ды ре­став­ра­ция из чис­то прак­ти­чес­кой об­лас­ти му­зей­но­го де­ла пре­об­ра­зо­ва­лась в на­уч­ную.

Во вто­рой по­ло­ви­не про­шло­го ве­ка в Эр­ми­та­же по­яви­лись ла­бо­ра­то­рии ре­став­ра­ции мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си, ча­сов, му­зы­каль­ных ме­ха­низ­мов, тем­пер­ной и вос­точ­ной жи­во­пи­си. Де­сять лет на­зад от­кры­лось не­об­хо­ди­мое му­зею под­раз­де­ле­ние ре­став­ра­ции дра­го­цен­ных ме­тал­лов, тре­мя го­да­ми по­зже в штат­ном рас­пи­са­нии му­зея по­яви­лись спе­ци­а­лис­ты по вос­ста­нов­ле­нию ме­бе­ли и люстр. Самое мо­ло­дое под­раз­де­ле­ние от­де­ла на­уч­ной ре­став­ра­ции и кон­сер­ва­ции му­зея за­ни­ма­ет­ся со­хра­не­ни­ем фо­то­ма­те­ри­а­лов. Про­ект —ре­зуль­тат со­труд­ни­че­ст­ва Эр­ми­та­жа и Фон­да Энд­рю Мел­ло­на.

Все­го в эр­ми­таж­ном на­уч­но-ре­став­ра­ци­он­ном цент­ре че­тыр­над­цать ла­бо­ра­то­рий, где ра­бо­та­ют опыт­ные мас­те­ра и мо­ло­дые спе­ци­а­лис­ты. Сло­жи­лась ре­став­ра­ци­он­ная шко­ла, со­еди­нив­шая тра­ди­ции и со­вре­мен­ные ме­то­ды на­уки и тех­ни­ки.

Эр­ми­таж­ные ре­став­ра­то­ры —мас­те­ра име­ни­тые. Ча­сов­щи­ки от­ме­че­ны го­су­дар­ст­вен­ной пре­мией, спе­ци­а­лис­ты по вос­ста­нов­ле­нию дра­го­цен­ных ме­тал­лов взо­шли на «Му­зей­ный олимп». Ре­став­ра­то­ры глав­но­го му­зея стра­ны уже пят­над­цать лет пере­да­ют опыт кол­ле­гам на Ура­ле; да­ют мас­тер-клас­сы в Фер­ра­ре во вре­мя круп­ней­ше­го в Ита­лии Са­ло­на ис­кус­ст­ва ре­став­ра­ции и кон­сер­ва­ции объ­ек­тов куль­тур­но­го и при­род­но­го на­сле­дия.

Не­уди­ви­тель­но, что свои юби­лей­ные со­бы­тия Эр­ми­таж ук­ра­сил вы­став­кой, по­свя­щен­ной ре­став­ра­то­рам. Она очень пра­виль­но ор­га­ни­зо­ва­на. Там пред­став­ле­ны ред­кие, при­тя­ги­ваю­щие взгляд ве­щи в без­уп­реч­ном со­сто­я­нии. Ря­дом ма­те­ри­ал (час­то ви­део­вер­сия), по­зво­ляю­щий про­сле­дить про­цесс их вос­ста­нов­ле­ния. У экс­по­на­тов в каж­дом раз­де­ле своя, час­то дра­ма­ти­чес­кая, ис­то­рия.

Ве­ро­ят­но, мно­гие по­мнят, что про­изо­шло с кар­ти­ной Жан-Лео­на Же­ро­ма «Бас­сейн в га­ре­ме». Не­сколь­ко лет на­зад ее ук­ра­ли из Эр­ми­та­жа, за­тем под­ки­ну­ли в мос­ков­ский офис КПРФ. В му­зей «Бас­сейн в га­ре­ме» вер­нул­ся в ужа­са­ю­щем ви­де. Кар­ти­на дол­го хра­ни­лась в свер­ну­том со­сто­я­нии, кра­соч­ный слой осы­пал­ся, по­лот­но на сги­бах по­чти по­рва­лось. Сним­ки де­мон­стри­ру­ют дли­тель­ный про­цесс воз­вра­ще­ния кар­ти­ны к жиз­ни.

Ре­став­ра­то­ры тка­ней час­то име­ют де­ло с ме­мо­ри­аль­ны­ми ве­ща­ми. В вит­ри­не —«Па­рад­ный кос­тюм им­пе­ра­то­ра Пет­ра Ве­ли­ко­го», ко­то­рый был на нем во вре­мя ко­ро­на­ции Ека­те­ри­ны I. Боль­ше 260 лет его «не сни­ма­ла» вос­ко­вая фи­гу­ра Пет­ра. Много вре­ме­ни и сил уш­ло и на вос­ста­нов­ле­ние мас­ка­рад­но­го кос­тю­ма кня­ги­ни Юсу­по­вой, а так­же пла­тья из шел­ко­во­го муа­ра с кру­же­вом, при­над­ле­жав­ше­го им­пе­рат­ри­це Ма­рии Фе­до­ров­не.

За стек­лом пред­ме­ты из так на­зы­ва­е­мо­го кла­да фаб­ри­кант­ши Ли­ха­че­вой. Бо­лее полу­ве­ка на­спех спря­тан­ное, за­вер­ну­тое в га­зе­ты сто­ло­вое се­реб­ро ле­жа­ло в под­ва­ле. Сы­рость и кор­ро­зия мно­гие ве­щи раз­ру­ши­ли по­чти пол­нос­тью. При ре­став­ра­ции фа­миль­но­го се­реб­ра фаб­ри­кант­ши впервые был при­ме­нен ме­тод ла­зер­ной свар­ки.

До сих пор пуб­ли­ке не при­хо­ди­лось ви­деть уни­каль­ный па­мят­ник ру­бе­жа XIX —XX ве­ков —900-мет­ро­вую па­но­ра­му Пав­ла Пя­сец­ко­го «Ве­ли­кий Си­бир­ский путь. Транс­си­бир­ская же­лез­но­до­рож­ная ма­ги­страль» (1894 —1899). На вы­став­ке пред­став­лен ее фраг­мент —ру­лон «Дуп­лен­ская —Обь».

В со­став юби­лей­ной экс­по­зи­ции во­шли и му­зы­каль­ные ча­сы ев­ро­пей­ских и оте­че­ст­вен­ных мас­те­ров. В их чис­ле ка­мин­ные «арак­че­ев­ские» и ча­сы анг­лий­ской ра­бо­ты 1770-х го­дов зо­ло­че­ной брон­зы с му­зы­каль­ным ме­ха­низ­мом в ви­де пи­ра­мид­ки на льве.

Прин­цип ра­бо­ты ре­став­ра­то­ров точ­но оха­рак­те­ри­зо­вал за­ве­дую­щий ла­бо­ра­то­рией на­уч­ной ре­став­ра­ции ча­сов и му­зы­каль­ных ме­ха­низ­мов Ми­ха­ил Гу­рьев:

—Мы «бой­цы не­ви­ди­мо­го фрон­та». На­до рас­тво­рить­ся в ве­щи, с ко­то­рой ра­бо­та­ешь. Она не твоя, ни­че­го от се­бя до­бав­лять не на­до. Ей на­до вер­нуть, на­сколь­ко это воз­мож­но, об­лик, ко­то­рый за­ду­мал ав­тор. Для это­го на­до по­нять ав­то­ра, его вре­мя. По­нять, что он хо­тел по­ка­зать, как это сде­лал. Поэ­то­му мы ста­ра­ем­ся при­дер­жи­вать­ся тра­ди­ци­он­ных тех­но­ло­гий. Тех­ни­ка шаг­ну­ла да­ле­ко впе­ред, есть со­блазн ее ис­поль­зо­вать. Но ве­щи, с ко­то­ры­ми мы име­ем де­ло, сде­ла­ны ру­ка­ми. Внут­ри они от­де­ла­ны так же тща­тель­но, как сна­ру­жи. Ста­рые мас­те­ра лю­би­ли свою ра­бо­ту, де­ла­ли ве­щи уни­каль­ные по функ­ци­о­наль­ным воз­мож­нос­тям и по де­ко­ру.

Вы­став­ка в Гер­бо­вом и Пи­кет­ном за­лах бу­дет от­кры­та до 22 фев­ра­ля сле­ду­ю­ще­го го­да.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 216 (5342) от 18.11.2014.


Комментарии