Мастера вышли из тени

В Гер­бо­вом и Пи­кет­ном за­лах Зим­не­го двор­ца раз­вер­ну­та вы­став­ка «Ре­став­ра­ция в Эр­ми­та­же. Взгляд сквозь при­зму вре­ме­ни».

Мастера вышли из тени | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Здесь есть ра­бо­та ран­не­го Ти­циа­на «Бег­ст­во в Еги­пет», «Ма­дон­на дел­ле Гра­цие» Ло­рен­цо Лот­то, «Порт­рет мо­ло­до­го че­ло­ве­ка в чер­ном кос­тю­ме с кру­жев­ным во­рот­ни­ком» кис­ти Рем­бранд­та, «Бла­го­ве­ще­ние» Джо­ван­ни Бат­тис­та Чи­мы да Ко­не­лья­но, ста­туя Афи­ны Римс­кой II ве­ка, скульп­ту­ра, гра­фи­ка, про­из­ве­де­ния де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го ис­кус­ст­ва, ме­бель, кос­тю­мы... Все­го бо­лее двух­сот пя­ти­де­ся­ти перво­класс­ных экс­по­на­тов. По­во­дом по­ка­зать их вмес­те ста­ло важ­ное об­сто­я­тель­ст­во —не так дав­но они про­шли че­рез ру­ки ре­став­ра­то­ров. Вы­став­ка по­свя­ще­на лю­дям, без ко­то­рых му­зей­ное де­ло не­мыс­ли­мо. Та­лант ре­став­ра­то­ров, их опыт, мас­тер­ст­во обес­пе­чи­ва­ют дол­гую, хо­чет­ся ду­мать веч­ную, жизнь па­мят­ни­кам.

Ес­ли вду­мать­ся, вы­ста­воч­ное про­с­тран­ст­во не ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся дву­мя по­ме­ще­ния­ми, оно много ши­ре. Все, что ви­дит пуб­ли­ка в му­зее, —объ­ек­ты по­сто­ян­но­го вни­ма­ния ре­став­ра­то­ров: от скульп­ту­ры на фа­са­де до на­бор­ных пар­ке­тов в за­лах. Ре­став­ра­то­ры со­про­вож­да­ют экс­по­на­ты на всех эта­пах их му­зей­ной жиз­ни: от­сле­жи­ва­ют со­сто­я­ние со­хран­нос­ти в хра­не­ни­ях и на экс­по­зи­ци­ях, со­про­вож­да­ют при пере­ез­дах в дру­гие рос­сий­ские му­зеи и за ру­беж, уча­ст­ву­ют в ар­хе­о­ло­ги­чес­ких экс­пе­ди­ци­ях...

Эр­ми­таж­ная ре­став­ра­ция —ро­вес­ни­ца му­зею, че­му есть до­ку­мен­таль­ные под­тверж­де­ния. Са­ма Ека­те­ри­на II про­бо­ва­ла се­бя на этом по­при­ще. Уже в XVIII —XIX сто­ле­ти­ях в Эр­ми­та­же ре­став­ри­ро­ва­ли кар­ти­ны, скульп­ту­ру, чи­ни­ли ча­сы, чис­ти­ли мо­не­ты и ме­да­ли. Пер­вой во вто­рой по­ло­ви­не XIX ве­ка по­яви­лась спе­ци­аль­ная мас­тер­ская ре­став­ра­ции скульп­ту­ры. В 1920 —1930-е го­ды в свя­зи с рас­ши­ре­ни­ем фон­дов от­кры­лись мас­тер­ские ре­став­ра­ции гра­фи­ки, тка­ней, пред­ме­тов при­клад­но­го ис­кус­ст­ва. В го­ды вой­ны ре­став­ра­то­ры за­ни­ма­лись эва­куа­цией экс­по­на­тов, хра­не­ни­ем, а по­том спа­се­ни­ем то­го, что по­стра­да­ло и вер­ну­лось из эва­куа­ции. В после­воен­ные го­ды ре­став­ра­ция из чис­то прак­ти­чес­кой об­лас­ти му­зей­но­го де­ла пре­об­ра­зо­ва­лась в на­уч­ную.

Во вто­рой по­ло­ви­не про­шло­го ве­ка в Эр­ми­та­же по­яви­лись ла­бо­ра­то­рии ре­став­ра­ции мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си, ча­сов, му­зы­каль­ных ме­ха­низ­мов, тем­пер­ной и вос­точ­ной жи­во­пи­си. Де­сять лет на­зад от­кры­лось не­об­хо­ди­мое му­зею под­раз­де­ле­ние ре­став­ра­ции дра­го­цен­ных ме­тал­лов, тре­мя го­да­ми по­зже в штат­ном рас­пи­са­нии му­зея по­яви­лись спе­ци­а­лис­ты по вос­ста­нов­ле­нию ме­бе­ли и люстр. Самое мо­ло­дое под­раз­де­ле­ние от­де­ла на­уч­ной ре­став­ра­ции и кон­сер­ва­ции му­зея за­ни­ма­ет­ся со­хра­не­ни­ем фо­то­ма­те­ри­а­лов. Про­ект —ре­зуль­тат со­труд­ни­че­ст­ва Эр­ми­та­жа и Фон­да Энд­рю Мел­ло­на.

Все­го в эр­ми­таж­ном на­уч­но-ре­став­ра­ци­он­ном цент­ре че­тыр­над­цать ла­бо­ра­то­рий, где ра­бо­та­ют опыт­ные мас­те­ра и мо­ло­дые спе­ци­а­лис­ты. Сло­жи­лась ре­став­ра­ци­он­ная шко­ла, со­еди­нив­шая тра­ди­ции и со­вре­мен­ные ме­то­ды на­уки и тех­ни­ки.

Эр­ми­таж­ные ре­став­ра­то­ры —мас­те­ра име­ни­тые. Ча­сов­щи­ки от­ме­че­ны го­су­дар­ст­вен­ной пре­мией, спе­ци­а­лис­ты по вос­ста­нов­ле­нию дра­го­цен­ных ме­тал­лов взо­шли на «Му­зей­ный олимп». Ре­став­ра­то­ры глав­но­го му­зея стра­ны уже пят­над­цать лет пере­да­ют опыт кол­ле­гам на Ура­ле; да­ют мас­тер-клас­сы в Фер­ра­ре во вре­мя круп­ней­ше­го в Ита­лии Са­ло­на ис­кус­ст­ва ре­став­ра­ции и кон­сер­ва­ции объ­ек­тов куль­тур­но­го и при­род­но­го на­сле­дия.

Не­уди­ви­тель­но, что свои юби­лей­ные со­бы­тия Эр­ми­таж ук­ра­сил вы­став­кой, по­свя­щен­ной ре­став­ра­то­рам. Она очень пра­виль­но ор­га­ни­зо­ва­на. Там пред­став­ле­ны ред­кие, при­тя­ги­ваю­щие взгляд ве­щи в без­уп­реч­ном со­сто­я­нии. Ря­дом ма­те­ри­ал (час­то ви­део­вер­сия), по­зво­ляю­щий про­сле­дить про­цесс их вос­ста­нов­ле­ния. У экс­по­на­тов в каж­дом раз­де­ле своя, час­то дра­ма­ти­чес­кая, ис­то­рия.

Ве­ро­ят­но, мно­гие по­мнят, что про­изо­шло с кар­ти­ной Жан-Лео­на Же­ро­ма «Бас­сейн в га­ре­ме». Не­сколь­ко лет на­зад ее ук­ра­ли из Эр­ми­та­жа, за­тем под­ки­ну­ли в мос­ков­ский офис КПРФ. В му­зей «Бас­сейн в га­ре­ме» вер­нул­ся в ужа­са­ю­щем ви­де. Кар­ти­на дол­го хра­ни­лась в свер­ну­том со­сто­я­нии, кра­соч­ный слой осы­пал­ся, по­лот­но на сги­бах по­чти по­рва­лось. Сним­ки де­мон­стри­ру­ют дли­тель­ный про­цесс воз­вра­ще­ния кар­ти­ны к жиз­ни.

Ре­став­ра­то­ры тка­ней час­то име­ют де­ло с ме­мо­ри­аль­ны­ми ве­ща­ми. В вит­ри­не —«Па­рад­ный кос­тюм им­пе­ра­то­ра Пет­ра Ве­ли­ко­го», ко­то­рый был на нем во вре­мя ко­ро­на­ции Ека­те­ри­ны I. Боль­ше 260 лет его «не сни­ма­ла» вос­ко­вая фи­гу­ра Пет­ра. Много вре­ме­ни и сил уш­ло и на вос­ста­нов­ле­ние мас­ка­рад­но­го кос­тю­ма кня­ги­ни Юсу­по­вой, а так­же пла­тья из шел­ко­во­го муа­ра с кру­же­вом, при­над­ле­жав­ше­го им­пе­рат­ри­це Ма­рии Фе­до­ров­не.

За стек­лом пред­ме­ты из так на­зы­ва­е­мо­го кла­да фаб­ри­кант­ши Ли­ха­че­вой. Бо­лее полу­ве­ка на­спех спря­тан­ное, за­вер­ну­тое в га­зе­ты сто­ло­вое се­реб­ро ле­жа­ло в под­ва­ле. Сы­рость и кор­ро­зия мно­гие ве­щи раз­ру­ши­ли по­чти пол­нос­тью. При ре­став­ра­ции фа­миль­но­го се­реб­ра фаб­ри­кант­ши впервые был при­ме­нен ме­тод ла­зер­ной свар­ки.

До сих пор пуб­ли­ке не при­хо­ди­лось ви­деть уни­каль­ный па­мят­ник ру­бе­жа XIX —XX ве­ков —900-мет­ро­вую па­но­ра­му Пав­ла Пя­сец­ко­го «Ве­ли­кий Си­бир­ский путь. Транс­си­бир­ская же­лез­но­до­рож­ная ма­ги­страль» (1894 —1899). На вы­став­ке пред­став­лен ее фраг­мент —ру­лон «Дуп­лен­ская —Обь».

В со­став юби­лей­ной экс­по­зи­ции во­шли и му­зы­каль­ные ча­сы ев­ро­пей­ских и оте­че­ст­вен­ных мас­те­ров. В их чис­ле ка­мин­ные «арак­че­ев­ские» и ча­сы анг­лий­ской ра­бо­ты 1770-х го­дов зо­ло­че­ной брон­зы с му­зы­каль­ным ме­ха­низ­мом в ви­де пи­ра­мид­ки на льве.

Прин­цип ра­бо­ты ре­став­ра­то­ров точ­но оха­рак­те­ри­зо­вал за­ве­дую­щий ла­бо­ра­то­рией на­уч­ной ре­став­ра­ции ча­сов и му­зы­каль­ных ме­ха­низ­мов Ми­ха­ил Гу­рьев:

—Мы «бой­цы не­ви­ди­мо­го фрон­та». На­до рас­тво­рить­ся в ве­щи, с ко­то­рой ра­бо­та­ешь. Она не твоя, ни­че­го от се­бя до­бав­лять не на­до. Ей на­до вер­нуть, на­сколь­ко это воз­мож­но, об­лик, ко­то­рый за­ду­мал ав­тор. Для это­го на­до по­нять ав­то­ра, его вре­мя. По­нять, что он хо­тел по­ка­зать, как это сде­лал. Поэ­то­му мы ста­ра­ем­ся при­дер­жи­вать­ся тра­ди­ци­он­ных тех­но­ло­гий. Тех­ни­ка шаг­ну­ла да­ле­ко впе­ред, есть со­блазн ее ис­поль­зо­вать. Но ве­щи, с ко­то­ры­ми мы име­ем де­ло, сде­ла­ны ру­ка­ми. Внут­ри они от­де­ла­ны так же тща­тель­но, как сна­ру­жи. Ста­рые мас­те­ра лю­би­ли свою ра­бо­ту, де­ла­ли ве­щи уни­каль­ные по функ­ци­о­наль­ным воз­мож­нос­тям и по де­ко­ру.

Вы­став­ка в Гер­бо­вом и Пи­кет­ном за­лах бу­дет от­кры­та до 22 фев­ра­ля сле­ду­ю­ще­го го­да.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 216 (5342) от 18.11.2014.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.