Мастера вышли из тени
В Гербовом и Пикетном залах Зимнего дворца развернута выставка «Реставрация в Эрмитаже. Взгляд сквозь призму времени».

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Здесь есть работа раннего Тициана «Бегство в Египет», «Мадонна делле Грацие» Лоренцо Лотто, «Портрет молодого человека в черном костюме с кружевным воротником» кисти Рембрандта, «Благовещение» Джованни Баттиста Чимы да Конельяно, статуя Афины Римской II века, скульптура, графика, произведения декоративно-прикладного искусства, мебель, костюмы... Всего более двухсот пятидесяти первоклассных экспонатов. Поводом показать их вместе стало важное обстоятельство —не так давно они прошли через руки реставраторов. Выставка посвящена людям, без которых музейное дело немыслимо. Талант реставраторов, их опыт, мастерство обеспечивают долгую, хочется думать вечную, жизнь памятникам.
Если вдуматься, выставочное пространство не ограничивается двумя помещениями, оно много шире. Все, что видит публика в музее, —объекты постоянного внимания реставраторов: от скульптуры на фасаде до наборных паркетов в залах. Реставраторы сопровождают экспонаты на всех этапах их музейной жизни: отслеживают состояние сохранности в хранениях и на экспозициях, сопровождают при переездах в другие российские музеи и за рубеж, участвуют в археологических экспедициях...
Эрмитажная реставрация —ровесница музею, чему есть документальные подтверждения. Сама Екатерина II пробовала себя на этом поприще. Уже в XVIII —XIX столетиях в Эрмитаже реставрировали картины, скульптуру, чинили часы, чистили монеты и медали. Первой во второй половине XIX века появилась специальная мастерская реставрации скульптуры. В 1920 —1930-е годы в связи с расширением фондов открылись мастерские реставрации графики, тканей, предметов прикладного искусства. В годы войны реставраторы занимались эвакуацией экспонатов, хранением, а потом спасением того, что пострадало и вернулось из эвакуации. В послевоенные годы реставрация из чисто практической области музейного дела преобразовалась в научную.
Во второй половине прошлого века в Эрмитаже появились лаборатории реставрации монументальной живописи, часов, музыкальных механизмов, темперной и восточной живописи. Десять лет назад открылось необходимое музею подразделение реставрации драгоценных металлов, тремя годами позже в штатном расписании музея появились специалисты по восстановлению мебели и люстр. Самое молодое подразделение отдела научной реставрации и консервации музея занимается сохранением фотоматериалов. Проект —результат сотрудничества Эрмитажа и Фонда Эндрю Меллона.
Всего в эрмитажном научно-реставрационном центре четырнадцать лабораторий, где работают опытные мастера и молодые специалисты. Сложилась реставрационная школа, соединившая традиции и современные методы науки и техники.
Эрмитажные реставраторы —мастера именитые. Часовщики отмечены государственной премией, специалисты по восстановлению драгоценных металлов взошли на «Музейный олимп». Реставраторы главного музея страны уже пятнадцать лет передают опыт коллегам на Урале; дают мастер-классы в Ферраре во время крупнейшего в Италии Салона искусства реставрации и консервации объектов культурного и природного наследия.
Неудивительно, что свои юбилейные события Эрмитаж украсил выставкой, посвященной реставраторам. Она очень правильно организована. Там представлены редкие, притягивающие взгляд вещи в безупречном состоянии. Рядом материал (часто видеоверсия), позволяющий проследить процесс их восстановления. У экспонатов в каждом разделе своя, часто драматическая, история.
Вероятно, многие помнят, что произошло с картиной Жан-Леона Жерома «Бассейн в гареме». Несколько лет назад ее украли из Эрмитажа, затем подкинули в московский офис КПРФ. В музей «Бассейн в гареме» вернулся в ужасающем виде. Картина долго хранилась в свернутом состоянии, красочный слой осыпался, полотно на сгибах почти порвалось. Снимки демонстрируют длительный процесс возвращения картины к жизни.
Реставраторы тканей часто имеют дело с мемориальными вещами. В витрине —«Парадный костюм императора Петра Великого», который был на нем во время коронации Екатерины I. Больше 260 лет его «не снимала» восковая фигура Петра. Много времени и сил ушло и на восстановление маскарадного костюма княгини Юсуповой, а также платья из шелкового муара с кружевом, принадлежавшего императрице Марии Федоровне.
За стеклом предметы из так называемого клада фабрикантши Лихачевой. Более полувека наспех спрятанное, завернутое в газеты столовое серебро лежало в подвале. Сырость и коррозия многие вещи разрушили почти полностью. При реставрации фамильного серебра фабрикантши впервые был применен метод лазерной сварки.
До сих пор публике не приходилось видеть уникальный памятник рубежа XIX —XX веков —900-метровую панораму Павла Пясецкого «Великий Сибирский путь. Транссибирская железнодорожная магистраль» (1894 —1899). На выставке представлен ее фрагмент —рулон «Дупленская —Обь».
В состав юбилейной экспозиции вошли и музыкальные часы европейских и отечественных мастеров. В их числе каминные «аракчеевские» и часы английской работы 1770-х годов золоченой бронзы с музыкальным механизмом в виде пирамидки на льве.
Принцип работы реставраторов точно охарактеризовал заведующий лабораторией научной реставрации часов и музыкальных механизмов Михаил Гурьев:
—Мы «бойцы невидимого фронта». Надо раствориться в вещи, с которой работаешь. Она не твоя, ничего от себя добавлять не надо. Ей надо вернуть, насколько это возможно, облик, который задумал автор. Для этого надо понять автора, его время. Понять, что он хотел показать, как это сделал. Поэтому мы стараемся придерживаться традиционных технологий. Техника шагнула далеко вперед, есть соблазн ее использовать. Но вещи, с которыми мы имеем дело, сделаны руками. Внутри они отделаны так же тщательно, как снаружи. Старые мастера любили свою работу, делали вещи уникальные по функциональным возможностям и по декору.
Выставка в Гербовом и Пикетном залах будет открыта до 22 февраля следующего года.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 216 (5342) от 18.11.2014.
Комментарии