Мастер петербургского ренессанса

В парадных залах Музея Академии художеств открылась изысканная, по-настоящему петербургская выставка «Максимилиан Месмахер (1842 — 1906). Графическое и архитектурное наследие», посвященная 175-летию со дня рождения архитектора.

Мастер петербургского ренессанса | Репродукция. ФОТО АВТОРА

Репродукция. ФОТО АВТОРА

Когда в разговоре с корреспондентом «СПб ведомостей» куратор выставки научный сотрудник музея Владимир Герасимов говорил, что такой проект (хотя это и первая ретроспектива Месмахера) возможен только один раз, в этом нет преувеличений. Все звезды расположились удачно: желание сотрудников музея, интерес коллег и партнеров, поддержка меценатов.

В итоге на выставке представлены 200 акварелей и чертежей из Музея Академии художеств, Музея прикладного искусства Академии им. Штиглица, Эрмитажа, Музея истории Петербурга, архива КГИОП. Они дополнены как старыми, так и современными фотографиями. Зритель может проследить, как складывались замыслы архитектора, как точно они были реализованы в фасадах и интерьерах, как здания выглядят сейчас.

Выходец из немецкой прибалтийской семьи, Максимилиан Месмахер окончил школу при Обществе поощрения художеств, а затем Академию художеств. Он был первым директором Центрального училища технического рисования барона Александра Штиглица, автором проекта здания его музея. Это здание — главная постройка Месмахера, лучшего мастера петербургской эклектики, блестящего рисовальщика и дизайнера интерьеров. Она представлена на выставке наиболее подробно: фасады, залы Венецианский, Фламандский, Медичи, Людовика XIII, «Теремок» и другие.

Сравнение эскизов, старых и современных фотографий показывает, что наследию Месмахера повезло, многое сохранилось в хорошем состоянии. Это и бронзовый зал особняка сенатора Александра Половцева (ему Месмахер обязан многими престижными заказами, в том числе великокняжескими), и парадная лестница и библиотека дворца великого князя Владимира Александровича (Дворцовая наб., 26), фасады и интерьеры дворцов Алексея Александровича (наб. реки Мойки, 122), Михаила Михайловича (Адмиралтейская наб., 8).

Из малоизвестных эскизов назовем проект отделки кабинета в доме Веры Гагариной (Большая Морская ул., 45). Сейчас это концертный зал Дома композиторов. А также проекты фасада и интерьера манежа в доме Надежды Половцевой (наб. Крюкова канала, 12). Ныне там размещается открытая киностудия «Лендок».

Интересна и ранняя архитектурная графика Месмахера, сделанная после окончания Академии художеств во время пенсионерских поездок, сначала по Европе, потом по России: Парфенон, Венеция, церковь Иоанна Златоуста в Ярославле. Необычен ранний проект реставрации античного театра в Таормине. Достройки по отношению к древнему памятнику, которые считались нормальными в 1869 году, сейчас выглядят абсолютно неприемлемыми.

Звучит на выставке и градозащитная нота, она в эскизе и современной фотографии дачи Георга Месмахера, спроектированной архитектором для брата юриста. Деревянное здание в Шуваловском парке заброшено и разрушается.

Выставку завершает рисунок Ильи Репина: «Профессор Месмахер в заседании 12 февраля 1896 года по вопросу о преподавании рисования в средних учебных заведениях» (на снимке). Прошло 120 лет, а тема по-прежнему актуальна.

#выставка #Академия художеств #Месмахер

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?