Мастер петербургского ренессанса

В парадных залах Музея Академии художеств открылась изысканная, по-настоящему петербургская выставка «Максимилиан Месмахер (1842 — 1906). Графическое и архитектурное наследие», посвященная 175-летию со дня рождения архитектора.

Мастер петербургского ренессанса | Репродукция. ФОТО АВТОРА

Репродукция. ФОТО АВТОРА

Когда в разговоре с корреспондентом «СПб ведомостей» куратор выставки научный сотрудник музея Владимир Герасимов говорил, что такой проект (хотя это и первая ретроспектива Месмахера) возможен только один раз, в этом нет преувеличений. Все звезды расположились удачно: желание сотрудников музея, интерес коллег и партнеров, поддержка меценатов.

В итоге на выставке представлены 200 акварелей и чертежей из Музея Академии художеств, Музея прикладного искусства Академии им. Штиглица, Эрмитажа, Музея истории Петербурга, архива КГИОП. Они дополнены как старыми, так и современными фотографиями. Зритель может проследить, как складывались замыслы архитектора, как точно они были реализованы в фасадах и интерьерах, как здания выглядят сейчас.

Выходец из немецкой прибалтийской семьи, Максимилиан Месмахер окончил школу при Обществе поощрения художеств, а затем Академию художеств. Он был первым директором Центрального училища технического рисования барона Александра Штиглица, автором проекта здания его музея. Это здание — главная постройка Месмахера, лучшего мастера петербургской эклектики, блестящего рисовальщика и дизайнера интерьеров. Она представлена на выставке наиболее подробно: фасады, залы Венецианский, Фламандский, Медичи, Людовика XIII, «Теремок» и другие.

Сравнение эскизов, старых и современных фотографий показывает, что наследию Месмахера повезло, многое сохранилось в хорошем состоянии. Это и бронзовый зал особняка сенатора Александра Половцева (ему Месмахер обязан многими престижными заказами, в том числе великокняжескими), и парадная лестница и библиотека дворца великого князя Владимира Александровича (Дворцовая наб., 26), фасады и интерьеры дворцов Алексея Александровича (наб. реки Мойки, 122), Михаила Михайловича (Адмиралтейская наб., 8).

Из малоизвестных эскизов назовем проект отделки кабинета в доме Веры Гагариной (Большая Морская ул., 45). Сейчас это концертный зал Дома композиторов. А также проекты фасада и интерьера манежа в доме Надежды Половцевой (наб. Крюкова канала, 12). Ныне там размещается открытая киностудия «Лендок».

Интересна и ранняя архитектурная графика Месмахера, сделанная после окончания Академии художеств во время пенсионерских поездок, сначала по Европе, потом по России: Парфенон, Венеция, церковь Иоанна Златоуста в Ярославле. Необычен ранний проект реставрации античного театра в Таормине. Достройки по отношению к древнему памятнику, которые считались нормальными в 1869 году, сейчас выглядят абсолютно неприемлемыми.

Звучит на выставке и градозащитная нота, она в эскизе и современной фотографии дачи Георга Месмахера, спроектированной архитектором для брата юриста. Деревянное здание в Шуваловском парке заброшено и разрушается.

Выставку завершает рисунок Ильи Репина: «Профессор Месмахер в заседании 12 февраля 1896 года по вопросу о преподавании рисования в средних учебных заведениях» (на снимке). Прошло 120 лет, а тема по-прежнему актуальна.

#выставка #Академия художеств #Месмахер

Комментарии