Мастер снега и цветущих садов

В Михайловском (Инженерном) замке Русского музея продолжает работу выставка «Иван Павлович Похитонов. К 175‑летию со дня рождения» — умный, изящный проект, посвященный русскому живописцу, передвижнику, хорошо известному исследователям и коллекционерам и незнакомому широкой публике. На первой в Петербурге выставке художника представлено около 150 произведений. Они хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, Саратовском художественном музее им. А. Н. Радищева и частных собраниях.

Мастер снега и цветущих садов | ФОТО Евгения ЕЛИНЕРА/Русский музей

ФОТО Евгения ЕЛИНЕРА/Русский музей

Эпиграфом к выставке стал портрет Похитонова, созданный Ильей Репиным зимой 1881/82 годов. Растрепанная шевелюра, выразительный взгляд создают впечатление человека целе­устремленного и трудолюбивого. Позже автор «Бурлаков на Волге» так отзывался о своем коллеге: «Это какой‑то чародей-художник, так мастерски, виртуозно сделано; как он пишет — никак не поймешь… Чародей!». Художник необычайно тонкого дарования, наблюдательности, живописного умения. Его работы разнохарактерные, в основном пейзажные, но среди них также немало жанровых, портретных изображений.

Иван Похитонов создал множество интереснейших миниатюр: в его произведениях крайне любопытно рассматривать тонкую живопись, разнообразие мотивов, богатство цветовой гаммы, очевидную реакцию художника на сменяющиеся времена года, на характер ландшафта, на различные природные состояния и явления. Все это очень чутко и точно зафиксировано, — рассказал на вернисаже Григорий Голдовский, заместитель генерального директора Русского музея по научной работе.

Между тем Похитонов не имел художественного образования, был самоучкой, но быстро завоевал международное признание своими работами. Среди его заказчиков был Александр III — основатель Русского музея, который поддерживал существование «Русского клуба» в Париже. В него входили художники, в том числе известный маринист Алексей Боголюбов — наставник Похитонова. Позже он подарит Боголюбову натюрморт «Фазаны» с трогательной надписью «Учителю…», сделанной по всему нижнему краю холста. В клуб также входили литераторы, меценаты и коллекционеры. Неформальным лидером был Иван Тургенев. «Бывало станет он читать что‑то из своих сочинений — все замрет кругом, и мы жадно ловим каждый его жест», — вспоминал Боголюбов.

Похитонов нарисовал портрет Ивана Тургенева, представленный на выставке. Взыскательный, не склонный к комплиментам, писатель отметил в своем дневнике: «Похитонов пишет портрет — не­обыкновенно выходит удачно и похоже. Это мастер! Он привозил мне и Виардо картины, которые он написал нынешним летом, — прелесть».

Пейзажи составляют основную часть выставки. В 1892 году Похитонов посетил окрестности Везувия. Ему повезло больше, чем когда‑то Карлу Брюллову. Вулкан дымил вовсю. Особого внимания заслуживают зимние пейзажи. Как заметил один искусствовед, «Похитонов вел беседы со снегом, из российских зим он принес с собой благотворное понимание снега… как теплого покрова, защищающего жизнь, снега, как праздничных одежд».

В 1902 году художник приобрел небольшое имение «Жабовщина» недалеко от Минска, там он провел четыре плодотворных года. В этот период созданы замечательные пейзажи «Весенний день» и «Цветущий сад». Важной для Похитонова стала поездка в Ясную Поляну к Льву Толстому, произведениями которого он зачитывался в молодости. Знаменитый писатель и уже известный художник общались ежедневно в течение двух недель и понравились друг другу. «Он, кажется, большой умница», — отозвался автор «Войны и мира». Похитонов позже вспоминал о простоте Толстого такими образными словами: «…это какая‑то ясность, почти прозрачность!». Из этой поездки художник привез «Портрет Л. Н. Толстого на террасе». Заметно, что в слабеющем теле сохраняется мощный дух.

К выставке издан иллюстрированный альбом-каталог с интересными, легко читаемыми текстами. Кроме обзора творчества Похитонова они содержат рассказ о его работе по росписи фарфора, керамика также представлена на выставке. Статья Рифата Гафифуллина и Павла Климова называется «Произведения Ивана Похитонова в собрании Александра III».

Исследователи установили, что в апартаментах Александра III и императрицы Марии Федоровны находилось не менее 15 пейзажей. Все они пропали в годы оккупации Гатчины во время Великой Отечественной войны. Но сохранились описи — дворцовая 1894 года и музейная 1938 – 1940 годов, а также пять фотографий интерьеров с картинами. Это позволяет надеяться, что хотя бы часть утраченных пейзажей Похитонова будет найдена.

Читайте также:

«Гран-при» — Русскому музею

Любовь и верность в Русском музее. Выставку «Жизнь замечательных собак» ждали все, кто дружит с четвероногими друзьями


#выставка #Русский музей #Михайловский замок

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 93 (7915) от 27.05.2025 под заголовком «Мастер снега и цветущих садов».


Комментарии