Мастер киномузыки. Исполнилось 87 лет со дня рождения Виктора Лебедева

5 января исполнилось бы 87 лет кинокомпозитору, пианисту, педагогу Виктору Михайловичу Лебедеву. Это был первый день рождения без него — Виктор Лебедев ушел из жизни 11 марта 2021 года. Ушел незаметно — без публикаций в прессе, телевизионных новостных сюжетов, традиционных «ретроспективных» передач и прижизненных интервью, а также без показов фильмов с его музыкой. А фильмов у этого мастера киномузыки было более 120.

Мастер киномузыки. Исполнилось 87 лет со дня рождения Виктора Лебедева | ФОТО Public Domain

ФОТО Public Domain

Виктор Михайлович и при жизни избегал публичности. Его фамилию мало кто знал. Не случайно его называли скромным петербургским интеллигентом, посвятившим Санкт-Петербургскому институту культуры 60 лет — почти всю жизнь. Он работал там сразу после окончания Консерватории и до последнего времени, 32 года своего стажа отдал факультету «Музыкальное искусство эстрады», который он основал. Там профессора Лебедева, которого очень многие музыканты с гордостью называют учителем и которым так недостает его теперь, отлично знали по фамилии.

Зато во всей многомиллионной стране стар и млад не только узнают, но и с радостью напевают (такое было только с песнями Исаака Дунаевского и еще с некоторыми кинокомпозиторами) — мелодии из «Гардемаринов»: финальную песню «Не вешать нос!», «Верный друг!», «Дороги любви», «Ланфрен-ланфра», исполненную в фильме Михаилом Боярским. Знают, поют и любят! А с народной любовью не поспоришь.

Именно за это композитор больше всего любил своих «Гардемаринов» — фильм режиссера Светланы Дружининой, к которому он и написал все перечисленные хиты. Этот фильм принес ему всенародную любовь. Поколение чуть постарше может вспомнить трагическое танго из фильма Владимира Меньшова «Зависть богов» — режиссер высоко ценил и любил композитора и дорожил сотрудничеством с ним. Невозможно забыть и очаровательный мюзикл, пожалуй, самый красивый у Лебедева, — «Небесные ласточки» (режиссер Леонид Квинихидзе). После него композитора стали называть «русским Леграном» — за любовь к французской теме и «французистость» его музыки, как сказал о ней его собрат по жанру Геннадий Гладков.

Наверное, только поколение «шестидесятников» (к которым относился и сам композитор) помнит первый фильм, к которому Виктор Лебедев написал музыку, — «Проводы белых ночей», снятый его другом юности актером и режиссером Юлианом Паничем. Зато все любители кино помнят завершающий кинотворчество композитора фильм Алексея Германа «Трудно быть богом». Между этими двумя точками — отправной и финальной — десятилетия. И множество фильмов, разных по жанру, но музыка в них всегда поднимает фильм на большую высоту. Потому с Лебедевым охотно работали самые разные режиссеры. Его музыка — это всегда особое и необходимое именно для данного фильма настроение, образ, атмосфера. Будь то «Ищите женщину» или «Будьте моим мужем» Аллы Суриковой, «Цветы от победителей» Александра Сурина, «Пьеса для пассажира» или «Магнитные бури» Вадима Абдрашитова. Иногда фильмы почти забыты, но стоит услышать их чудесную музыку — и все оживает вновь. Таких фильмов с музыкой композитора много: «Не было печали», «Только в мюзик-холле», «По улицам комод водили», «Безумная Лори»…

Виктора Лебедева можно считать одним из основоположников русского мюзикла — в 1970-е годы он написал мюзикл «Охтинский мост» («Мост мечты»), а режиссер Владимир Воробьев поставил его в Театре музыкальной комедии. Лебедев является также и автором прекрасного мюзикла «Не хочу быть королем!» и оперы «Волшебник Изумрудного города», выдержавшей 35 лет аншлагов в Михайловском театре.

Скромный, немногословный, чуть сдержанный в общении, композитор происходил из интеллигентной петербургской семьи — пианистки и профессора ЛИСИ, по линии отца был племянником Анны Ахматовой. Среди его друзей были поэты ­Иосиф Бродский и Владимир Уфлянд, художник Михаил Беломлинский и, конечно, артисты и режиссеры. О популярности и славе Лебедев говорил так: «После ухода человека искусственная, «раздутая» популярность уходит и остается только то, что человек СДЕЛАЛ». Это в полной мере относится и к его жизни и творчеству.


#фильмы #киномузыка #кино #музыка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 4 (7087) от 13.01.2022 под заголовком «Без него гардемарины бы не пели».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?