Масштабное аудиовизуальное представление «Обратная сторона дворца» было показано в Михайловском саду Русского музея
Представление стало главным событием третьего ежегодного фестиваля искусств «Друзья Петербурга».
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
На три вечера знаменитый сад стал «подводным царством» и одновременно пространством множества смыслов. Аркада на северном фасаде Михайловского дворца с помощью видеопроекций превратилась в пучину морскую с медузами, рыбами и прочей живностью. На Масляном лугу появились фантастические статуи. Это формы, которые использовались в 2011 году для отливки копий статуй Летнего сада. Как бы обратная сторона скульптуры, где вид самой статуи можно только угадывать. Звучали песни варяжского, индийского и веденецкого гостей из оперы Римского-Корсакова «Садко», фрагменты из его же оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
Павильон Росси стал гротом, «наполненным» морской водой. На его фасад проецировалось видео по мотивам картины Репина «Садко». На «дне морском» (оно же — дорожки сада) лежали «сокровища» или «секретики» — видеоизображения предметов прикладного искусства из фондов Русского музея, малоизвестных широкой публике. Из спрятанных в траве динамиков звучали фрагменты «Хождения за три моря» Афанасия Никитина и «Одиссеи» Гомера.
— Русский музей расширяет свое участие в фестивале «Друзья Петербурга». Для нас важно, что основой нынешнего представления стала одна из жемчужин собрания Русского музея — картина Ильи Репина «Садко», попавшая в него из личной коллекции Александра III. Для создания образа Садко Репину позировал его друг и коллега Виктор Васнецов. В декабре Русский музей откроет большую выставку, посвященную 175‑летию со дня рождения Васнецова, — сообщил на премьере «Обратной стороны дворца» Александр Воронко, заместитель генерального директора Русского музея. И добавил, что 12 тысяч бесплатных приглашений на все три дня представления разошлись за несколько часов.
Лиза Савина, куратор проекта, рассказала, что название «Обратная сторона дворца» было выбрано, чтобы подчеркнуть многослойность петербургской культуры. Частью ее является не только Карл Росси, автор проекта Михайловского дворца (кстати, в 2025 году исполняется 200 лет со дня завершения его строительства). Не только Репин и Римский-Корсаков, но и, скажем, выдающийся советский филолог и фольклорист Владимир Пропп, объяснивший миру, как устроена русская волшебная сказка, и архитектор Александр Парланд, создавший изысканный рисунок решетки Михайловского сада с западной стороны.
По словам куратора, команда, работавшая над проектом, рассчитывала на две большие группы посетителей. Одним важны многочисленные отсылки к истории искусства, и они находили их, путешествуя по аллеям Михайловского сада. Для этой публики был подготовлен краткий бумажный и более полный электронный путеводитель по объектам, которые были расставлены по Михайловскому саду. Другим было интереснее погрузиться в эмоциональную атмосферу представления в саду, ставшем одновременно и сценой, и зрительным залом, где соединились инсталляции, музыка, световые эффекты. А уже потом обратиться к источникам. Например, посмотрев светодиодную проекцию «Потерянный рай», узнать, что это ссылка на поэму Джона Мильтона. Она была настольной книгой любого русского образованного человека XVIII века. «Но это рай, который можно заново обрести», — подчеркнула Савина идею объекта. Или узнать, что главным украшением решетки Михайловского сада стали цветы страстоцветы, которые в ходе представления «обрели» голос.
Больше всего зрителей собирались у объекта «Фурин-фуга» Полины Шумковой. Она развесила японские колокольчики, звеневшие на ветру, и по старой традиции привязала к ним ленты с текстами. В данном случае — фрагментами ее интервью с посетителями Михайловского сада: «Я здесь впервые», «Красота, красота», «Свидание», «Час, когда зажигают фонари».
Как сказала Екатерина Порядкова, координатор проекта, студентка, будущий продюсер, она получила уникальную возможность реальной работы, а не учебной практики, в дружной команде видео- и аудиохудожников, композиторов, музыкантов, светодизайнеров, конструкторов, а также с музейными архивами и литературными текстами.
Между тем для фестиваля «Друзья Петербурга», объединившего более ста бесплатных выставок, концертов, экскурсий, мастер-классов на 25 площадках, впервые для публики открылось общественное пространство «Лахта-центра». В его многофункциональном зале прошла деловая программа фестиваля. Впервые для публики открылся и планетарий «Лахта-центра», он расположен в шаре, висящем на высоте 5‑го этажа. Там была представлена выставка цифрового искусства, посвященная Петербургу.
Читайте также:
Русский музей в Когалыме. Заложен первый камень будущего музейного комплекса
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 183 (7759) от 30.09.2024 под заголовком «Садко в Михайловском саду».
Комментарии