Главная городская газета

Масоны, Парвус и броневик

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью

«Петербург-2103» как мост в будущее

На выставке, открывшейся в ЦВЗ «Манеж», представленные проекты отвечали на один вопрос: куда движутся архитектура и градостроительная практика Петербурга?

Читать полностью

Дары географов: внутри коллекции РГО в Петербурге

Древние рукописи и русский лубок, одна из первых карт Петербурга, монгольские скульптуры и японские дагерротипы - все это можно увидеть в музее петербургского отделения Русского географического общества. Читать полностью

Застывший образ танца «обыкновенной богини» Улановой

В Петербурге открылась выставка, посвященная памяти Галины Улановой. На вернисаже представлены портреты не только выдающейся примы русского балета, но и других прославленных балерин. Читать полностью
 Масоны, Парвус и броневик | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Мой знакомый, в недавнем прошлом петербуржец, живущий ныне в соседней стране, спросил у меня: почему в России столетие Октябрьской революции отмечают с таким явно выраженным «левым» настроением? Такое впечатление, что двадцать шесть лет назад не случилось в России ни падения коммунизма, ни развенчания культа Ленина... Резонное замечание. На фоне явных симпатий к «победе Великого Октября» фильм режиссера Сергея Дебижева «Раскаленный хаос», заявленный как документальный блокбастер, безусловно, выделяется.

- Чего в нашей картине нет, так это политкорректности и плюрализма, - с самого начала предупредил Сергей Дебижев. - Здесь представлена одна жесткая точка зрения. Сообразно ей подобраны все цитаты. Если хотите - тенденциозно. Вообще фильм не для слабонервных. Но осмысление прошлого нам сегодня как никогда необходимо, чтобы расставить ориентиры и понять, к чему мы хотим прийти в будущем. Мы уже столько лет топчемся на историческом перепутье!

Фильм - совместное производство студии документальных фильмов «Лендок» и компании «Два капитана» (при государственной поддержке) - яркий, талантливый. Кадры хроники мастерски сплетены друг с другом. Ощущаешь, как бешено вращаются стрелки истории... За кадром звучат голоса Бунина, Розанова, Солоневича, других персонажей того времени.

Кинолента претендует на то, чтобы стать своего рода ликбезом по истории России для тех представителей молодежи, которые, по словам самого Дебижева, «ничего не знают и знать не хотят». Однако перед нами - конспирологическая теория, возведенная в абсолют. Идея не нова. И заключается она в том, что в 1917 году никакой революции... вообще не было. Был всемирный заговор против России.

Правители стран Европы, погрязших в наслаждениях, пороках и разврате, вынашивали мысли о том, как ослабить Россию, подорвать ее растущую мощь. И нашли выход - втянуть ее в войну, ее руками обескровить Германию, а затем взорвать изнутри, устроив в ней революцию. Потом расчленить на куски и грабить...

По версии фильма, Англия и Америка финансировали деятелей всех мастей, которых не устраивало самодержавие.

Тот факт, что революция (а еще точнее - беспорядки) устроена на иностранные деньги, - для авторов «блокбастера» непреложная истина. А ее рядовые исполнители просто осуществили чужие планы. Германия финансировала Ленина, Америка - Троцкого. Оба показаны как мелкие бесы, возомнившие о себе невесть что и с наслаждением растаптывающие Россию. Зловещим кукловодом предстает мифический Парвус, который в недавно вышедших телесериалах «Троцкий» и «Демон революции» тоже оказался едва ли не ключевым персонажем событий. Разрушение России для него - идея фикс.

Если верить «Раскаленному хаосу», то именно Парвус организовал пафосную встречу Ленина на Финляндском вокзале в апреле 1917-го: подогнал броневик, организовал массовку... Более того, простые, короткие лозунги, с которым выступал Ленин, придумал не кто иной, как тот же Парвус...

На всем протяжении киноленты - только три положительных персонажа. Николай II - мудрый, справедливый, великодушный, но доверчивый и наивный. А потому обманутый и преданный своими же приближенными. Премьер-министр Столыпин: он первым пытался урезонить масонов, и те в отместку организовали его убийство. И, наконец, оклеветанный Григорий Распутин: в политику вообще не лез, только врачевал царевича Алексея...

Оказывается, эти конспирологические изыскания можно воспринимать всерьез. С нагромождением фантастических версий, противоречащих многим фактам, архивным документам и свидетельствам очевидцев. И как будто забыто, что существовали и реальные причины, которые привели Россию к кризису 1917 года. Что касается Парвуса, то задокументирована только одна его расписка в получении денег от немцев, датированная концом 1915 года. Парвус обещал революцию в России уже в начале 1916 года, но не выполнил обещанного. И больше денег не получал. Да и связываться с ним никто из российских революционеров не желал...

Что же касается октября 1917 года, то он представлен в фильме как начало действительно новой эры - грабежа и насилия. Страну якобы захватила кучка злодеев, начавших тотальное уничтожение страны. На смену национальной традиции пришла «масонская триада» - свобода, равенство и братство... А затем в картине действительно начинается хаос.

Кадры перестают соответствовать тексту. Воззвание патриарха Тихона, данное им в 1918 году, звучит на фоне кадров взрыва храма Христа Спасителя в 1931-м... Сразу же после слов о том, что в Гражданскую войну в России появились концентрационные лагеря, следует: «Коллективизация, раскулачивание и голодомор привели к массовому вымиранию народа». Простите, но это уже начало 1930-х годов!..

- Что же с нами случилось 100 лет назад? - вопрошают в финале авторы фильма. - Ужаснулись ли мы теперь содеянному? Какое будущее хотим построить? В каком историческом опыте будем его искать?

Впрочем, напомним, Дебижев заранее предупредил: здесь представлена его личная точка зрения, которая имеет такое же право на существование, как другие версии событий 1917 года - условно говоря, коммунистическая, либеральная и патриотическая. Однако, увы, именно подобная «личная точка зрения» почему-то оказалась господствующей на телеканалах в дни столетия Октябрьской революции. Отрадно, конечно, что нас не закармливали старыми кинолентами, восхвалявшими октябрьский переворот и гений Ильича. Но все же...

Деятели культуры порой лукавят: мол, то, что они представляют, это не историческая, а художественная правда. Осторожнее, господа! Согласно данным соцопросов, почти три четверти наших сограждан свои основные знания по истории черпают именно из телесериалов и фильмов, где даются готовые ответы - быстрые и однозначные. Когда думать, размышлять, анализировать не требуется.

Сергей Дебижев говорил об осмыслении прошлого. Увы, можно констатировать: в год столетия революции события 1917 года так и остались непонятыми.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook