Масоны, Парвус и броневик

Мой знакомый, в недавнем прошлом петербуржец, живущий ныне в соседней стране, спросил у меня: почему в России столетие Октябрьской революции отмечают с таким явно выраженным «левым» настроением? Такое впечатление, что двадцать шесть лет назад не случилось в России ни падения коммунизма, ни развенчания культа Ленина... Резонное замечание. На фоне явных симпатий к «победе Великого Октября» фильм режиссера Сергея Дебижева «Раскаленный хаос», заявленный как документальный блокбастер, безусловно, выделяется.

 Масоны, Парвус и броневик | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

- Чего в нашей картине нет, так это политкорректности и плюрализма, - с самого начала предупредил Сергей Дебижев. - Здесь представлена одна жесткая точка зрения. Сообразно ей подобраны все цитаты. Если хотите - тенденциозно. Вообще фильм не для слабонервных. Но осмысление прошлого нам сегодня как никогда необходимо, чтобы расставить ориентиры и понять, к чему мы хотим прийти в будущем. Мы уже столько лет топчемся на историческом перепутье!

Фильм - совместное производство студии документальных фильмов «Лендок» и компании «Два капитана» (при государственной поддержке) - яркий, талантливый. Кадры хроники мастерски сплетены друг с другом. Ощущаешь, как бешено вращаются стрелки истории... За кадром звучат голоса Бунина, Розанова, Солоневича, других персонажей того времени.

Кинолента претендует на то, чтобы стать своего рода ликбезом по истории России для тех представителей молодежи, которые, по словам самого Дебижева, «ничего не знают и знать не хотят». Однако перед нами - конспирологическая теория, возведенная в абсолют. Идея не нова. И заключается она в том, что в 1917 году никакой революции... вообще не было. Был всемирный заговор против России.

Правители стран Европы, погрязших в наслаждениях, пороках и разврате, вынашивали мысли о том, как ослабить Россию, подорвать ее растущую мощь. И нашли выход - втянуть ее в войну, ее руками обескровить Германию, а затем взорвать изнутри, устроив в ней революцию. Потом расчленить на куски и грабить...

По версии фильма, Англия и Америка финансировали деятелей всех мастей, которых не устраивало самодержавие.

Тот факт, что революция (а еще точнее - беспорядки) устроена на иностранные деньги, - для авторов «блокбастера» непреложная истина. А ее рядовые исполнители просто осуществили чужие планы. Германия финансировала Ленина, Америка - Троцкого. Оба показаны как мелкие бесы, возомнившие о себе невесть что и с наслаждением растаптывающие Россию. Зловещим кукловодом предстает мифический Парвус, который в недавно вышедших телесериалах «Троцкий» и «Демон революции» тоже оказался едва ли не ключевым персонажем событий. Разрушение России для него - идея фикс.

Если верить «Раскаленному хаосу», то именно Парвус организовал пафосную встречу Ленина на Финляндском вокзале в апреле 1917-го: подогнал броневик, организовал массовку... Более того, простые, короткие лозунги, с которым выступал Ленин, придумал не кто иной, как тот же Парвус...

На всем протяжении киноленты - только три положительных персонажа. Николай II - мудрый, справедливый, великодушный, но доверчивый и наивный. А потому обманутый и преданный своими же приближенными. Премьер-министр Столыпин: он первым пытался урезонить масонов, и те в отместку организовали его убийство. И, наконец, оклеветанный Григорий Распутин: в политику вообще не лез, только врачевал царевича Алексея...

Оказывается, эти конспирологические изыскания можно воспринимать всерьез. С нагромождением фантастических версий, противоречащих многим фактам, архивным документам и свидетельствам очевидцев. И как будто забыто, что существовали и реальные причины, которые привели Россию к кризису 1917 года. Что касается Парвуса, то задокументирована только одна его расписка в получении денег от немцев, датированная концом 1915 года. Парвус обещал революцию в России уже в начале 1916 года, но не выполнил обещанного. И больше денег не получал. Да и связываться с ним никто из российских революционеров не желал...

Что же касается октября 1917 года, то он представлен в фильме как начало действительно новой эры - грабежа и насилия. Страну якобы захватила кучка злодеев, начавших тотальное уничтожение страны. На смену национальной традиции пришла «масонская триада» - свобода, равенство и братство... А затем в картине действительно начинается хаос.

Кадры перестают соответствовать тексту. Воззвание патриарха Тихона, данное им в 1918 году, звучит на фоне кадров взрыва храма Христа Спасителя в 1931-м... Сразу же после слов о том, что в Гражданскую войну в России появились концентрационные лагеря, следует: «Коллективизация, раскулачивание и голодомор привели к массовому вымиранию народа». Простите, но это уже начало 1930-х годов!..

- Что же с нами случилось 100 лет назад? - вопрошают в финале авторы фильма. - Ужаснулись ли мы теперь содеянному? Какое будущее хотим построить? В каком историческом опыте будем его искать?

Впрочем, напомним, Дебижев заранее предупредил: здесь представлена его личная точка зрения, которая имеет такое же право на существование, как другие версии событий 1917 года - условно говоря, коммунистическая, либеральная и патриотическая. Однако, увы, именно подобная «личная точка зрения» почему-то оказалась господствующей на телеканалах в дни столетия Октябрьской революции. Отрадно, конечно, что нас не закармливали старыми кинолентами, восхвалявшими октябрьский переворот и гений Ильича. Но все же...

Деятели культуры порой лукавят: мол, то, что они представляют, это не историческая, а художественная правда. Осторожнее, господа! Согласно данным соцопросов, почти три четверти наших сограждан свои основные знания по истории черпают именно из телесериалов и фильмов, где даются готовые ответы - быстрые и однозначные. Когда думать, размышлять, анализировать не требуется.

Сергей Дебижев говорил об осмыслении прошлого. Увы, можно констатировать: в год столетия революции события 1917 года так и остались непонятыми.

#осмысление прошлого #Сергей Дебижев #«Раскаленный хаос»

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?