Масоны, Парвус и броневик

Мой знакомый, в недавнем прошлом петербуржец, живущий ныне в соседней стране, спросил у меня: почему в России столетие Октябрьской революции отмечают с таким явно выраженным «левым» настроением? Такое впечатление, что двадцать шесть лет назад не случилось в России ни падения коммунизма, ни развенчания культа Ленина... Резонное замечание. На фоне явных симпатий к «победе Великого Октября» фильм режиссера Сергея Дебижева «Раскаленный хаос», заявленный как документальный блокбастер, безусловно, выделяется.

 Масоны, Парвус и броневик | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

- Чего в нашей картине нет, так это политкорректности и плюрализма, - с самого начала предупредил Сергей Дебижев. - Здесь представлена одна жесткая точка зрения. Сообразно ей подобраны все цитаты. Если хотите - тенденциозно. Вообще фильм не для слабонервных. Но осмысление прошлого нам сегодня как никогда необходимо, чтобы расставить ориентиры и понять, к чему мы хотим прийти в будущем. Мы уже столько лет топчемся на историческом перепутье!

Фильм - совместное производство студии документальных фильмов «Лендок» и компании «Два капитана» (при государственной поддержке) - яркий, талантливый. Кадры хроники мастерски сплетены друг с другом. Ощущаешь, как бешено вращаются стрелки истории... За кадром звучат голоса Бунина, Розанова, Солоневича, других персонажей того времени.

Кинолента претендует на то, чтобы стать своего рода ликбезом по истории России для тех представителей молодежи, которые, по словам самого Дебижева, «ничего не знают и знать не хотят». Однако перед нами - конспирологическая теория, возведенная в абсолют. Идея не нова. И заключается она в том, что в 1917 году никакой революции... вообще не было. Был всемирный заговор против России.

Правители стран Европы, погрязших в наслаждениях, пороках и разврате, вынашивали мысли о том, как ослабить Россию, подорвать ее растущую мощь. И нашли выход - втянуть ее в войну, ее руками обескровить Германию, а затем взорвать изнутри, устроив в ней революцию. Потом расчленить на куски и грабить...

По версии фильма, Англия и Америка финансировали деятелей всех мастей, которых не устраивало самодержавие.

Тот факт, что революция (а еще точнее - беспорядки) устроена на иностранные деньги, - для авторов «блокбастера» непреложная истина. А ее рядовые исполнители просто осуществили чужие планы. Германия финансировала Ленина, Америка - Троцкого. Оба показаны как мелкие бесы, возомнившие о себе невесть что и с наслаждением растаптывающие Россию. Зловещим кукловодом предстает мифический Парвус, который в недавно вышедших телесериалах «Троцкий» и «Демон революции» тоже оказался едва ли не ключевым персонажем событий. Разрушение России для него - идея фикс.

Если верить «Раскаленному хаосу», то именно Парвус организовал пафосную встречу Ленина на Финляндском вокзале в апреле 1917-го: подогнал броневик, организовал массовку... Более того, простые, короткие лозунги, с которым выступал Ленин, придумал не кто иной, как тот же Парвус...

На всем протяжении киноленты - только три положительных персонажа. Николай II - мудрый, справедливый, великодушный, но доверчивый и наивный. А потому обманутый и преданный своими же приближенными. Премьер-министр Столыпин: он первым пытался урезонить масонов, и те в отместку организовали его убийство. И, наконец, оклеветанный Григорий Распутин: в политику вообще не лез, только врачевал царевича Алексея...

Оказывается, эти конспирологические изыскания можно воспринимать всерьез. С нагромождением фантастических версий, противоречащих многим фактам, архивным документам и свидетельствам очевидцев. И как будто забыто, что существовали и реальные причины, которые привели Россию к кризису 1917 года. Что касается Парвуса, то задокументирована только одна его расписка в получении денег от немцев, датированная концом 1915 года. Парвус обещал революцию в России уже в начале 1916 года, но не выполнил обещанного. И больше денег не получал. Да и связываться с ним никто из российских революционеров не желал...

Что же касается октября 1917 года, то он представлен в фильме как начало действительно новой эры - грабежа и насилия. Страну якобы захватила кучка злодеев, начавших тотальное уничтожение страны. На смену национальной традиции пришла «масонская триада» - свобода, равенство и братство... А затем в картине действительно начинается хаос.

Кадры перестают соответствовать тексту. Воззвание патриарха Тихона, данное им в 1918 году, звучит на фоне кадров взрыва храма Христа Спасителя в 1931-м... Сразу же после слов о том, что в Гражданскую войну в России появились концентрационные лагеря, следует: «Коллективизация, раскулачивание и голодомор привели к массовому вымиранию народа». Простите, но это уже начало 1930-х годов!..

- Что же с нами случилось 100 лет назад? - вопрошают в финале авторы фильма. - Ужаснулись ли мы теперь содеянному? Какое будущее хотим построить? В каком историческом опыте будем его искать?

Впрочем, напомним, Дебижев заранее предупредил: здесь представлена его личная точка зрения, которая имеет такое же право на существование, как другие версии событий 1917 года - условно говоря, коммунистическая, либеральная и патриотическая. Однако, увы, именно подобная «личная точка зрения» почему-то оказалась господствующей на телеканалах в дни столетия Октябрьской революции. Отрадно, конечно, что нас не закармливали старыми кинолентами, восхвалявшими октябрьский переворот и гений Ильича. Но все же...

Деятели культуры порой лукавят: мол, то, что они представляют, это не историческая, а художественная правда. Осторожнее, господа! Согласно данным соцопросов, почти три четверти наших сограждан свои основные знания по истории черпают именно из телесериалов и фильмов, где даются готовые ответы - быстрые и однозначные. Когда думать, размышлять, анализировать не требуется.

Сергей Дебижев говорил об осмыслении прошлого. Увы, можно констатировать: в год столетия революции события 1917 года так и остались непонятыми.

#осмысление прошлого #Сергей Дебижев #«Раскаленный хаос»

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...