Маски Давида Фрэ. Знаменитый пианист выступил в Большом зале Филармонии

Французский пианист Давид Фрэ выступил в Большом зале Филармонии с новой сольной программой, в которую вошла музыка Моцарта и Шуберта. Однако наибольший восторг публики вызвали два баховских биса.

Маски Давида Фрэ. Знаменитый пианист выступил в Большом зале Филармонии | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

В Петербурге любят пианистов, а французских с недавних пор - особенно. 37-летний Давид Фрэ, старший современник любимого петербуржцами Люки Дебарга, выступил здесь впервые в 2012 году на III фестивале «Серебряная лира». Тогда он исполнял Баха, Моцарта и Бетховена и если и не произвел фурор как Дебарг, то все же оставил яркий след в памяти.

И шесть лет назад, и сейчас Фрэ более всего впечатлил своей интерпретацией музыки Баха. За особую манеру артикулировать произведения этого композитора его готовы даже сравнивать с Гленном Гульдом. Сам пианист дает к этому основания, по-гульдовски несколько сутулясь, а также чуть слышно подвывая во время выступления - так же, как это делал Гульд. Внутренние же потенции знаменитого канадца и его французского апологета все же слишком различны, да по-другому быть не может. Но даже если самому Фрэ хочется быть похожим на Гульда, он всегда будет оказываться в проигрыше: слишком сильным было и остается впечатление от «оригинала». Да и нет ничего опаснее, чем ношение маски: прирастая, она лишает искренности, жизненно необходимой в исполнительском искусстве. Гульду было намного проще произвести тихую революцию своей уникальной, в чем-то вызывающей манерой исполнения. Он бросал вызов академическому стилю во имя живого искусства и свободы артистического волеизъявления: «Я так слышу Баха». Сегодня хороших пианистов в мире так много, что проблема индивидуального исполнительского стиля стоит куда острее.

Поэтому многие музыканты все же традиционно предпочитают внешним эффектам и звуковому радикализму добротное, качественное исполнение композиторского текста, погружение в него на глубину, доступную возможностям их техники и эрудиции. По глубине и судят их, а этот суд требует большого слушательского опыта. Музыкантов, рискующих идти по пути интерпретации и экспериментов, в том числе поведенческих, меньше в разы. Можно вспомнить, пожалуй, лишь Валерия Афанасьева с его неповторимым туше. Вспоминается и турецкий пианист Фазиль Сэй, который любит играть вполоборота - глазами в зал. Много двигался и даже подпрыгивал в последний раз на своем сольном концерте и Даниил Трифонов. Давид Фрэ не столь радикален, однако нельзя было не заметить, как ему важна внешняя поза.

Свою бесхитростную программу он выстроил из Фантазии и сонаты до минор Моцарта, известной если не каждому старшему школьнику, то студенту консерватории точно, его же рондо ля минор и сонаты № 22 Ля мажор Шуберта D 959, которую Фрэ сыграл в абсолютно моцартовском ключе. Эти сочинения объединяет то, что все они были написаны в поздние периоды творчества. У Моцарта в фантазии слышатся откровения, распахивающие двери в далекое будущее. В ней слышится ритм, предвосхищающий бетховенские темы судьбы в Пятой симфонии и «Аппассионате».

Давид Фрэ «забирал» с первых нот, взятых на пиано - своем любимом нюансе, который заставлял его слушать. Но злоупотребление шепотом подчас съедало немало нот. Фрэ бесспорно пленял своей музыкальностью, нежной влюбленностью в звуки, но обратной стороной этой влюбленности оказывалась содержательная пустота, оставляющая температуру исполнения прохладной. Моцартовское настроение, заданное пианистом в сонате Шуберта, с одной стороны, не нарушало идеи услышать имеющиеся в ней моцартовские «матрицы». Но с другой — порхающее, неглубокое туше превращало моцартовское в псевдомоцартовское, опустошая Шуберта, лишая его томительной романтической глубины. Эту глубину мы знаем по интерпретациям Альфреда Бренделя, Елизаветы Леонской и много кого еще...

В игре Фрэ чувствовалось желание оставаться вечно юным, очаровательным юношей, стремление сохранить беззаботную, наивную остроту восприятия жизни, что и подкупало слушателей, не пожалевших для исполнителя своих ладоней. Сарабанда из Второй партиты и хоральная прелюдия Nun komm,der Heiden Heiland BWV 659 («Гряди, Спаситель народов, обетованный Сын Девы»), исполненные на бис, внезапно перевели вечер в баховский регистр, открыв дыхание для погружения на иную глубину. Но тут, «на самом интересном месте», концерту пришел конец. И возникло желание послушать этого пианиста снова.

#музыка #концерт #филармония

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 210 (6319) от 12.11.2018 под заголовком «Маски Давида Фрэ».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...