Только на сайте

Маскарад неформалов

В Театре Эстрады им. А. Райкина состоялась премьера спектакля «Клоп» по феерической комедии Владимира Маяковского. Артисты – ученики Юрия Гальцева, как говорится, оторвались по полной.

Маскарад неформалов | ФОТО предоставлено пресс-службой театра

ФОТО предоставлено пресс-службой театра

Если сегодня спросить молодого человека, о чем эта пьеса, он, скорее всего, не ответит. «Клопа» нынче не очень-то читают. Автор с иронией и сарказмом писал о своей эпохе, высмеивал пороки буржуев и подтрунивал над пролетариями, которым, однако, предстояло новый мир построить. Принято считать, что как только времена Присыпкиных завершились, произведение главного поэта революции потеряло свою актуальность. Как бы не так!

В 2000 году Юрий Бутусов попытался вновь сделать этот текст интересным для современников. Поставленный им в Театре им. Ленсовета спектакль вызвал противоречивые мнения. Критики назвали постановку чуть ли не «ярмаркой тщеславия», где режиссер предлагал любоваться на звезд отечественного кино Михаила Пореченкова и Константина Хабенского как на особый вид человеческих особей. Но что бы там ни говорили, Юрий Бутусов высказался о своем времени. Тогда, в начале нового тысячелетия, казалось, другой мир уже почти построен, а «лихие 90-е» остались в прошлом вместе с господствующим в то десятилетие классом нуворишей. Но они перешли в новый мир вместе со своими законами и ценностями. Как-то им удалось приспособиться к условиям новой России и распространить здесь бактерии чванства и подхалимства, которых так боялись новые люди из «Клопа».

Мы прожили в новом мире более пятнадцати лет. Провозгласили гламур и стабильность. И снова превратили жизнь в ярмарку тщеславия. Стало быть, Иван Присыпки с товарищами опять вышли на авансцену, чтобы показать нам, кто здесь главный экспонат. В воздухе развеяно предчувствие новой революции, которая в нашей стране как пожар сметает все на своем пути.

Сегодня над «Клопом» не хочется смеяться. Но режиссер Илья Мощицкий решил, что молодежь, которой он в первую очередь адресует свой спектакль, надо развлечь. Выбрал для этих целей модного Маяковского (гениальный радикал в желтом галстуке сейчас снова стал кумиром для молодых и дерзких). Его феерическую комедию превратил в более чем двухчасовое эстрадное шоу. Как того требует жанр, артисты поют, танцуют, произносят остроты поэта в духе комиков из «Камеди Клаб», заигрывают с залом, в общем, всячески стебутся. Зрители отвечают им взаимностью и охотно хохочут.

Разумеется, Илья Мощицкий и не думал о том, чтобы соблюсти атмосферу первой половины ХХ века: в спектакле напрочь отсутствуют атрибуты периода НЭПа. Напротив, он разглядел в героях современные типажи. В первом действии на сцене толпятся большой компанией представители молодежных субкультур: панки, рокеры, хиппи, готы. У одного на голове синий ирокез, у другого – растрепанные волосы и макияж в стиле глэм-рокеров, товарищ Баян (Алексей Шильников) немножко похож на Джастина Бибира. Девушки одеты как примы кабаре: красное платье с глубоким вырезом, короткие шорты, рваные колготки, пышные юбочки из тюля… Без травести тоже не обошлось: мать невесты Розалию Павловну Ренесанс играет звезда труппы Игорь Ярошевич. И только Присыпки – совершенно обыкновенный, неряшливо одет и ведет себя растерянно (в главной роли – Кирилл Петров).

Этот маскарад неформалов выглядит всего лишь мальчишеской шалостью. И артисты воспринимают все это как режиссерский прикол – что хотят то и воротят. Создалось впечатление, что они просто решили похулиганить. Действительно, это же так забавно выкрикивать нараспев: «Бюстгальтер на меху! Селедки, незаменимые при всякой водке!». Или изображать фокстрот жениха под бодрую электронную музыку («Красная от счастья супруга тянет к вам красные губки»). А потом превратить «красную свадьбу» в боксерский ринг, где невеста Эльзевира Давидовна Ренесанс (Алена Кухоткина), очевидно любя, дубасит жениха, и тут же бросается ему в объятия. Брошенная Зоя Березкина – этакая Лара Крофт в бейсболке и с двумя пистолетами (Алена Савастова). Она врывается на свадьбу, выливает из канистры горючее и поджигает. Так заканчивается первое действие, в котором режиссер вдоволь наигрался в эстетику постмодерна. Отсылки к голливудским блокбастерам, дискотека 90-х, пронзительный блюз и хип-хоп…А на заднем фоне – огромный бюст Ленина и небольшая репродукция Джоконды. Периодически у вождя пролетариата глаза загораются зелеными огоньками.

После антракта зрители видят как будто другой спектакль. Стерильно белое пространство, на сцене выстроились девушки, одетые в одинаковые белые балахоны, с одинаковыми прическами. На постамент поднялся директор Института человеческих воскрешение с посохом (Игорь Ярошевич), чтобы рассказать о неожиданной находке. Иногда его речь прерывается дружным девичьим пением, напоминающим хор в древнегреческих трагедиях. В этом научно-фантастическом антураже лохматый Присыпкин смотрится и правда как чудо-юдо. Он сует в лицо председателю свое свидетельство о браке, топает ногами, требует опохмелиться, ставит бутылку пива на ржавую бочку, выплясывает на этой бочке и скандалит. Короче говоря, сам вынуждает жителей нового мира запереть себя в клетку. Присыпкин бьется в истерике. Его снимают на камеру.

Конечно, ничего важного о современном обществе режиссер не сообщил и экскурс в историю тоже не предложил. Но текст пьесы он оставил практически без изменений – хотя бы поэтому стоит идти на премьеру в Театр Эстрады. Почему бы не вспомнить, о чем нас поэт революции предупреждал? Человек должен так прожить свою жизнь, чтобы не оказаться равным клопу. Должен помнить человек, что создан по образу и подобию Творца. Надо здесь и сейчас жить так, чтобы было не стыдно перед будущим поколением. В будущее, как известно, возьмут не всех. Маяковский также как все мы боялся будущего. А кому не страшно? Только клопу.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 103 (5720) от 10.06.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...