Только на сайте

Маскарад неформалов

В Театре Эстрады им. А. Райкина состоялась премьера спектакля «Клоп» по феерической комедии Владимира Маяковского. Артисты – ученики Юрия Гальцева, как говорится, оторвались по полной.

Маскарад неформалов | ФОТО предоставлено пресс-службой театра

ФОТО предоставлено пресс-службой театра

Если сегодня спросить молодого человека, о чем эта пьеса, он, скорее всего, не ответит. «Клопа» нынче не очень-то читают. Автор с иронией и сарказмом писал о своей эпохе, высмеивал пороки буржуев и подтрунивал над пролетариями, которым, однако, предстояло новый мир построить. Принято считать, что как только времена Присыпкиных завершились, произведение главного поэта революции потеряло свою актуальность. Как бы не так!

В 2000 году Юрий Бутусов попытался вновь сделать этот текст интересным для современников. Поставленный им в Театре им. Ленсовета спектакль вызвал противоречивые мнения. Критики назвали постановку чуть ли не «ярмаркой тщеславия», где режиссер предлагал любоваться на звезд отечественного кино Михаила Пореченкова и Константина Хабенского как на особый вид человеческих особей. Но что бы там ни говорили, Юрий Бутусов высказался о своем времени. Тогда, в начале нового тысячелетия, казалось, другой мир уже почти построен, а «лихие 90-е» остались в прошлом вместе с господствующим в то десятилетие классом нуворишей. Но они перешли в новый мир вместе со своими законами и ценностями. Как-то им удалось приспособиться к условиям новой России и распространить здесь бактерии чванства и подхалимства, которых так боялись новые люди из «Клопа».

Мы прожили в новом мире более пятнадцати лет. Провозгласили гламур и стабильность. И снова превратили жизнь в ярмарку тщеславия. Стало быть, Иван Присыпки с товарищами опять вышли на авансцену, чтобы показать нам, кто здесь главный экспонат. В воздухе развеяно предчувствие новой революции, которая в нашей стране как пожар сметает все на своем пути.

Сегодня над «Клопом» не хочется смеяться. Но режиссер Илья Мощицкий решил, что молодежь, которой он в первую очередь адресует свой спектакль, надо развлечь. Выбрал для этих целей модного Маяковского (гениальный радикал в желтом галстуке сейчас снова стал кумиром для молодых и дерзких). Его феерическую комедию превратил в более чем двухчасовое эстрадное шоу. Как того требует жанр, артисты поют, танцуют, произносят остроты поэта в духе комиков из «Камеди Клаб», заигрывают с залом, в общем, всячески стебутся. Зрители отвечают им взаимностью и охотно хохочут.

Разумеется, Илья Мощицкий и не думал о том, чтобы соблюсти атмосферу первой половины ХХ века: в спектакле напрочь отсутствуют атрибуты периода НЭПа. Напротив, он разглядел в героях современные типажи. В первом действии на сцене толпятся большой компанией представители молодежных субкультур: панки, рокеры, хиппи, готы. У одного на голове синий ирокез, у другого – растрепанные волосы и макияж в стиле глэм-рокеров, товарищ Баян (Алексей Шильников) немножко похож на Джастина Бибира. Девушки одеты как примы кабаре: красное платье с глубоким вырезом, короткие шорты, рваные колготки, пышные юбочки из тюля… Без травести тоже не обошлось: мать невесты Розалию Павловну Ренесанс играет звезда труппы Игорь Ярошевич. И только Присыпки – совершенно обыкновенный, неряшливо одет и ведет себя растерянно (в главной роли – Кирилл Петров).

Этот маскарад неформалов выглядит всего лишь мальчишеской шалостью. И артисты воспринимают все это как режиссерский прикол – что хотят то и воротят. Создалось впечатление, что они просто решили похулиганить. Действительно, это же так забавно выкрикивать нараспев: «Бюстгальтер на меху! Селедки, незаменимые при всякой водке!». Или изображать фокстрот жениха под бодрую электронную музыку («Красная от счастья супруга тянет к вам красные губки»). А потом превратить «красную свадьбу» в боксерский ринг, где невеста Эльзевира Давидовна Ренесанс (Алена Кухоткина), очевидно любя, дубасит жениха, и тут же бросается ему в объятия. Брошенная Зоя Березкина – этакая Лара Крофт в бейсболке и с двумя пистолетами (Алена Савастова). Она врывается на свадьбу, выливает из канистры горючее и поджигает. Так заканчивается первое действие, в котором режиссер вдоволь наигрался в эстетику постмодерна. Отсылки к голливудским блокбастерам, дискотека 90-х, пронзительный блюз и хип-хоп…А на заднем фоне – огромный бюст Ленина и небольшая репродукция Джоконды. Периодически у вождя пролетариата глаза загораются зелеными огоньками.

После антракта зрители видят как будто другой спектакль. Стерильно белое пространство, на сцене выстроились девушки, одетые в одинаковые белые балахоны, с одинаковыми прическами. На постамент поднялся директор Института человеческих воскрешение с посохом (Игорь Ярошевич), чтобы рассказать о неожиданной находке. Иногда его речь прерывается дружным девичьим пением, напоминающим хор в древнегреческих трагедиях. В этом научно-фантастическом антураже лохматый Присыпкин смотрится и правда как чудо-юдо. Он сует в лицо председателю свое свидетельство о браке, топает ногами, требует опохмелиться, ставит бутылку пива на ржавую бочку, выплясывает на этой бочке и скандалит. Короче говоря, сам вынуждает жителей нового мира запереть себя в клетку. Присыпкин бьется в истерике. Его снимают на камеру.

Конечно, ничего важного о современном обществе режиссер не сообщил и экскурс в историю тоже не предложил. Но текст пьесы он оставил практически без изменений – хотя бы поэтому стоит идти на премьеру в Театр Эстрады. Почему бы не вспомнить, о чем нас поэт революции предупреждал? Человек должен так прожить свою жизнь, чтобы не оказаться равным клопу. Должен помнить человек, что создан по образу и подобию Творца. Надо здесь и сейчас жить так, чтобы было не стыдно перед будущим поколением. В будущее, как известно, возьмут не всех. Маяковский также как все мы боялся будущего. А кому не страшно? Только клопу.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 103 (5720) от 10.06.2016.


Комментарии