Только на сайте

Маскарад неформалов

В Театре Эстрады им. А. Райкина состоялась премьера спектакля «Клоп» по феерической комедии Владимира Маяковского. Артисты – ученики Юрия Гальцева, как говорится, оторвались по полной.

Маскарад неформалов | ФОТО предоставлено пресс-службой театра

ФОТО предоставлено пресс-службой театра

Если сегодня спросить молодого человека, о чем эта пьеса, он, скорее всего, не ответит. «Клопа» нынче не очень-то читают. Автор с иронией и сарказмом писал о своей эпохе, высмеивал пороки буржуев и подтрунивал над пролетариями, которым, однако, предстояло новый мир построить. Принято считать, что как только времена Присыпкиных завершились, произведение главного поэта революции потеряло свою актуальность. Как бы не так!

В 2000 году Юрий Бутусов попытался вновь сделать этот текст интересным для современников. Поставленный им в Театре им. Ленсовета спектакль вызвал противоречивые мнения. Критики назвали постановку чуть ли не «ярмаркой тщеславия», где режиссер предлагал любоваться на звезд отечественного кино Михаила Пореченкова и Константина Хабенского как на особый вид человеческих особей. Но что бы там ни говорили, Юрий Бутусов высказался о своем времени. Тогда, в начале нового тысячелетия, казалось, другой мир уже почти построен, а «лихие 90-е» остались в прошлом вместе с господствующим в то десятилетие классом нуворишей. Но они перешли в новый мир вместе со своими законами и ценностями. Как-то им удалось приспособиться к условиям новой России и распространить здесь бактерии чванства и подхалимства, которых так боялись новые люди из «Клопа».

Мы прожили в новом мире более пятнадцати лет. Провозгласили гламур и стабильность. И снова превратили жизнь в ярмарку тщеславия. Стало быть, Иван Присыпки с товарищами опять вышли на авансцену, чтобы показать нам, кто здесь главный экспонат. В воздухе развеяно предчувствие новой революции, которая в нашей стране как пожар сметает все на своем пути.

Сегодня над «Клопом» не хочется смеяться. Но режиссер Илья Мощицкий решил, что молодежь, которой он в первую очередь адресует свой спектакль, надо развлечь. Выбрал для этих целей модного Маяковского (гениальный радикал в желтом галстуке сейчас снова стал кумиром для молодых и дерзких). Его феерическую комедию превратил в более чем двухчасовое эстрадное шоу. Как того требует жанр, артисты поют, танцуют, произносят остроты поэта в духе комиков из «Камеди Клаб», заигрывают с залом, в общем, всячески стебутся. Зрители отвечают им взаимностью и охотно хохочут.

Разумеется, Илья Мощицкий и не думал о том, чтобы соблюсти атмосферу первой половины ХХ века: в спектакле напрочь отсутствуют атрибуты периода НЭПа. Напротив, он разглядел в героях современные типажи. В первом действии на сцене толпятся большой компанией представители молодежных субкультур: панки, рокеры, хиппи, готы. У одного на голове синий ирокез, у другого – растрепанные волосы и макияж в стиле глэм-рокеров, товарищ Баян (Алексей Шильников) немножко похож на Джастина Бибира. Девушки одеты как примы кабаре: красное платье с глубоким вырезом, короткие шорты, рваные колготки, пышные юбочки из тюля… Без травести тоже не обошлось: мать невесты Розалию Павловну Ренесанс играет звезда труппы Игорь Ярошевич. И только Присыпки – совершенно обыкновенный, неряшливо одет и ведет себя растерянно (в главной роли – Кирилл Петров).

Этот маскарад неформалов выглядит всего лишь мальчишеской шалостью. И артисты воспринимают все это как режиссерский прикол – что хотят то и воротят. Создалось впечатление, что они просто решили похулиганить. Действительно, это же так забавно выкрикивать нараспев: «Бюстгальтер на меху! Селедки, незаменимые при всякой водке!». Или изображать фокстрот жениха под бодрую электронную музыку («Красная от счастья супруга тянет к вам красные губки»). А потом превратить «красную свадьбу» в боксерский ринг, где невеста Эльзевира Давидовна Ренесанс (Алена Кухоткина), очевидно любя, дубасит жениха, и тут же бросается ему в объятия. Брошенная Зоя Березкина – этакая Лара Крофт в бейсболке и с двумя пистолетами (Алена Савастова). Она врывается на свадьбу, выливает из канистры горючее и поджигает. Так заканчивается первое действие, в котором режиссер вдоволь наигрался в эстетику постмодерна. Отсылки к голливудским блокбастерам, дискотека 90-х, пронзительный блюз и хип-хоп…А на заднем фоне – огромный бюст Ленина и небольшая репродукция Джоконды. Периодически у вождя пролетариата глаза загораются зелеными огоньками.

После антракта зрители видят как будто другой спектакль. Стерильно белое пространство, на сцене выстроились девушки, одетые в одинаковые белые балахоны, с одинаковыми прическами. На постамент поднялся директор Института человеческих воскрешение с посохом (Игорь Ярошевич), чтобы рассказать о неожиданной находке. Иногда его речь прерывается дружным девичьим пением, напоминающим хор в древнегреческих трагедиях. В этом научно-фантастическом антураже лохматый Присыпкин смотрится и правда как чудо-юдо. Он сует в лицо председателю свое свидетельство о браке, топает ногами, требует опохмелиться, ставит бутылку пива на ржавую бочку, выплясывает на этой бочке и скандалит. Короче говоря, сам вынуждает жителей нового мира запереть себя в клетку. Присыпкин бьется в истерике. Его снимают на камеру.

Конечно, ничего важного о современном обществе режиссер не сообщил и экскурс в историю тоже не предложил. Но текст пьесы он оставил практически без изменений – хотя бы поэтому стоит идти на премьеру в Театр Эстрады. Почему бы не вспомнить, о чем нас поэт революции предупреждал? Человек должен так прожить свою жизнь, чтобы не оказаться равным клопу. Должен помнить человек, что создан по образу и подобию Творца. Надо здесь и сейчас жить так, чтобы было не стыдно перед будущим поколением. В будущее, как известно, возьмут не всех. Маяковский также как все мы боялся будущего. А кому не страшно? Только клопу.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 103 (5720) от 10.06.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.