Маскарад Брехта

В ноябре в Петербурге продолжается показ спектаклей национальной театральной премии «Золотая маска». В этом году фестиваль привозит в наш город московские постановки трех известных режиссеров: Юрия Бутусова, Миндаугаса Карбаускиса и Кирилла Серебренникова.

Маскарад Брехта | Спектакль начинается буйством громкой музыки, цвета и света. ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Спектакль начинается буйством громкой музыки, цвета и света. ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Свою петербургскую программу «Золотая маска» открыла громким и вызывающим спектаклем Московского театра им. Пушкина «Барабаны в ночи» Бертольта Брехта в постановке Юрия Бутусова. Пожалуй, он стал самым мощным художественным высказыванием, попав в череду юбилейных событий к столетию революции 1917 года, проходивших в те дни в Питере. Но был у этого спектакля и внутренний сюжет. Петербургская премьера прошла на следующий день после объявления лауреатов городской театральной премии «Золотой софит», которая в этом году полностью «прокатила» Театр им. Ленсовета и возглавляющего его Бутусова во всех номинациях, отдав первенство БДТ.

Зал Александринского театра, на сцене которого проходили гастроли, был набит битком: за постановками Бутусова, особенно за московскими, театральный Петербург следит ревниво.

«Барабаны в ночи» вновь доказали, что Брехт может сегодня звучать современно и остро. Раннюю малоизвестную пьесу, написанную на сюжет старинной немецкой легенды о мертвом солдате, вернувшемся с войны к своей невесте, прославляющую маленького человека и его маленькое мещанское счастье, режиссер превращает в грандиозную гротескную арлекинаду. В ней смешиваются в абсолютно безумном взвинченном ритме эстетика немецкого кабаре, Серебряного века, шансон и современная клубная культура с ее рейвами и жутковатыми плясками. Прием знаком по «Кабаре Брехт» в Театре им. Ленсовета, но воплощен в московском спектакле виртуознее.

Спектакль делится на два совершенно разных акта. И если первый - буйство грубого балагана, громкой музыки, цвета и света - к финалу напоминает набухший некрасивый бутон, на который уже нет сил смотреть, то второй, сохраняя весь гротеск и карнавал, «разлетается» распустившимися лепестками пронзительных смыслов.

Открывает «Барабаны в ночи» немая сцена - уродливые персонажи с выбеленными застывшими лицами смотрят в зал. В центре - мужчина в белом подвенечном платье - мертвец, призрак солдата Краглера, ему еще только предстоит ожить. Главного героя с невероятной легкостью переходов и почти идеальным чувством ритма сыграл необыкновенный Тимофей Трибунцев. Краглер в его исполнении балансирует между двух миров - он и кукла, часть карнавального мира спектакля, тот самый мертвец, и в то же время единственный по-настоящему живой человек в этой истории. Бутусов намеренно делает Краглера внешне похожим на Брехта, сводя в его фигуре главные смыслы своей постановки.

Брехтианский карнавал Бутусова приобрел в этом спектакле новые правила игры. Мужчины играют женщин, женщины - мужчин, все постоянно меняются платьями, ролями и проигрывают чужие жизни, не успевая прожить свою. Так, соперник Краглера и в каком-то смысле его двойник - Мурк (Александр Матросов), новый жених Анны (профессиональная Александра Урсуляк), кажущийся циничным злодеем, во втором акте примеряет на себя совсем другую маску. Он и интеллигент «из бывших», и чаплиновский клоун, который разыгрывает пантомиму похорон своего нерожденного ребенка...

В огромной раме из светящихся ламп - такими вывесками обычно завлекают посетителей ночные клубы и кабаре - все смешалось: Германия между двумя войнами, Россия 1910-х (как не вспомнить миф о Керенском, который бежал из Зимнего дворца, переодевшись в женское платье!) и безудержное ночное веселье России сегодняшней. Весь первый акт актеры проводят за столиками, почти всегда анфас - в их эмоциях нет полутонов - только экспрессионистские «страх, любовь, отчаяние» и пляски под барабаны-выстрелы.

Красная луна - Смерть, восходящая в ночи в самый разгар пьяного веселья в баре «Пиккадилли», где собрались герои отпраздновать свадьбу, явлена у Бутусова буквально: дешевой кабаретной певичкой в белом луче прожектора, готовой соблазнить каждого из этих несчастных кукол-фигляров, чтобы превратить их свадьбу в похороны. Во втором акте, когда чума придет на смену пиру, шум кабаре почти исчезнет, будет заменен тишиной кафе, а герои предстанут перед лицом смерти, этого «большого грозного добра». Художник спектакля Александр Шишкин, чья работа в этом спектакле кажется совершенной, превратит лампы кабаре в разновеликие звезды, в невероятной красоты сцене они полностью заполонят пространство игры, как неслышный реквием по бессмысленно уничтоженным жизням в ХХ веке.

Кружиться в этом балагане нелегко. Среди пестрой масочной толпы выделяется Манке из бара «Пиккадилли», которого с нежной иронией мастерски сыграла Анастасия Лебедева. Манке комментирует действие. Нелепый картавый юноша с зализанными волосами сопереживает главным героям и революции, он слуга просцениума и наивный зритель, соединяющий в небольших монологах сцену и зал.

В «Барабанах в ночи» Бутусова два финала - один исторический, другой человеческий. В момент отчаяния главный герой наткнется на неожиданно возникшую в пустом пространстве бутафорскую стену. Вскоре на смену ей придут кадры кинохроники: разрушенный Берлин, а затем строительство Берлинской стены. Мы смотрим, как бодрые строители возводят посреди живого города стену, как натягивают колючую проволоку, и в то же время видим людей, которые машут друг другу, бросают цветы. Теперь они по разные стороны, вот уже закладывают кирпичами окна, в которых только что были люди... Разобщение - один из итогов великой победы над великим злом.

Второй финал - финал борца за справедливость романтика революции Краглера. В углу на краю сцены он уютно устраивается перед телевизором в окружении близких, переливает воду из грязного походного чайника в новенький блестящий и больше не желает слышать ни о войне, ни о политике, чем вызывает бурное одобрение зала.

#Золотая маска #Москва #режиссеры

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.