«Маскарад» продолжается. 9 февраля исполняется 150 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда
ФОТО Paolo Chiabrando on Unsplash
Одним из центров торжеств в Петербурге стал Александринский театр. Здесь отмечать юбилей великого режиссера начали заранее. В 2022 году Новой сцене Александринского театра по инициативе худрука Валерия Фокина присвоили имя Всеволода Мейерхольда. А в мае прошлого года во дворе Новой сцены установили памятник режиссеру авторства петербургского скульптора Алексея Архипова.
Именно здесь, на Новой сцене, 9, 10 и 11 февраля состоится премьера спектакля Валерия Фокина «Мейерхольд. Чужой театр» (18+), которая станет главным событием февральского юбилейного марафона. Как мы уже рассказывали, название отсылает к статье «Чужой театр», опубликованной в газете «Правда» 17 декабря 1937 года. Написал ее Платон Керженцев, председатель комитета по делам искусств, побывав в ГосТИМе (театре имени Мейерхольда) на прогоне спектакля «Одна жизнь» по роману Николая Островского «Как закалялась сталь». Основную мысль статьи можно выразить одной фразой: «Такой театр советскому зрителю не нужен». Театр Мейерхольда был обречен.
Театральный режиссер, актер и педагог Всеволод Мейерхольд. 1921 – 1923 гг. Точная дата съемки не установлена./Репродукция. ТАСС
В новом спектакле Валерия Фокина сочетаются документальность и фантазия. В основе — стенограммы общего собрания коллектива ГосТИМа, прошедшего в декабре 1937 года, вскоре после выхода статьи. Артисты и другие сотрудники театра, еще вчера смотревшие режиссеру в рот, теперь осуждали его, не понимая, возможно, что тем самым подписывают человеку смертный приговор. Вскоре театр закрыли, Мейерхольда арестовали и после допросов и пыток расстреляли.
— Меня всегда привлекала задача не просто поставить ту или иную пьесу, а как бы выйти за рамки текста, — рассказал журналистам о своем замысле Валерий Фокин. — Прикоснуться к миру автора, изучить его. В какой‑то мере каждый мой спектакль — исследование темы. В этом спектакле мне было важно не поговорить в очередной раз о величии режиссера, чье творчество имеет мировое значение. А показать, как закончился его блестящий творческий путь. И, конечно, как без этого, затронуть вечный вопрос о взаимоотношениях художника и власти.
В спектакле Валерия Фокина использованы не только стенограммы общего собрания, где актеры клеймили позором своего руководителя, но и записи репетиций, которые он проводил. В роли Мейерхольда — Владимир Кошевой. А тот злосчастный номер «Правды», с которого началась кампания по уничтожению театра и самого Всеволода Мейерхольда, можно будет увидеть в фойе Новой сцены в витрине.
На Исторической же сцене, в Царском фойе Александринского театра, с 5 февраля открыта выставка «Петербургский дом Мейерхольда», посвященная спектаклям, которые он поставил на этой сцене в период с 1907-го по 1917 год. На десяти стендах представлены эскизы декораций, афиши, программки, фотографии александринских спектаклей мастера, начиная с постановки пьесы «У царских врат» Кнута Гамсуна (1908). Он создал здесь 19 спектаклей, в том числе «Дон Жуан» и «Маскарад», ставшие театральными легендами. Мейерхольд очень ценил актеров Александринки. И даже годы спустя, работая в Москве, ставил их своей труппе в пример. Говорил, например, о премьере Александринского театра Юрии Юрьеве, что тот может легко переключаться из одного состояния в другое, переходить из драмы в водевиль, а из комедии — в трагедию: а вот вы так не умеете!
В Александринском театре сохранились материалы, рассказывающие о работе Мейерхольда над мольеровским «Дон Жуаном», в котором Юрьев играл главную роль. Режиссер ставил пьесу трижды — в 1910 году, с декорациями и костюмами Александра Головина, в 1922‑м и 1932‑м. Юрьев исполнял эту роль во всех трех редакциях. Неизменным оставался и финал, когда Дон Жуана постигала кара небес — адское пламя, вырывающееся из преисподней…
Сохранились и подлинные костюмы к «Маскараду», тоже придуманные Головиным. И здесь главную роль — Арбенина — играл Юрий Юрьев. «Маскарад», в основе которого лежит драма Михаила Лермонтова, поставил точку в истории императорского театра. Его премьера, состоявшаяся 25 февраля 1917 года, совпала с началом Февральской революции: разряженная публика блистала в партере и ложах Александринки, а в городе уже стреляли.
Вторая премьера, посвященная Всеволоду Мейерхольду, — спектакль молодого режиссера Кирилла Люкевича «Мейер» — состоится в марте на экспериментальной сцене Александринского театра — в «7 ярусе». В основе — мистический роман Сергея Кемпо. Герой романа — монтировщик сцены, который однажды осенью 2014 года встречается с призраком Мейерхольда. Ведь в здании, где сейчас располагается театр Ермоловой, Мейерхольд работал с 1932‑го по 1938 год.
Мейерхольдовские торжества захватят не только Александринский театр.
Анастасия Гай, директор Театральной библиотеки, рассказала журналистам о цикле лекций известных специалистов «Беседы о Мейерхольде», который продлится с февраля по октябрь. Также сотрудники библиотеки подготовили виртуальную выставку «Театр Мейерхольда и императорская сцена». Увидеть ее можно на сайте библиотеки с 9 февраля. В фондах библиотеки хранится много редких документов, связанных с жизнью и творчеством Мейерхольда: письма, телеграммы, театральные программки, афиши, рукописи. А также — сделанные Мейерхольдом монтировки к драматическим и оперным спектаклям, которые он ставил в Александринском и Мариинском театрах. И, конечно, большое количество эскизов, выполненных к его постановкам ведущими театральными художниками того времени — Александром Головиным, Константином Коровиным, Дмитрием Стеллецким.
Анастасия Гай напомнила, что Мейерхольд был читателем Театральной библиотеки.
— В журнале выдачи книг за 1907 – 1916 годы есть несколько записей о том, что Всеволод Эмильевич сам лично приходил в библиотеку и брал книги — Островского, Мольера, Лермонтова… И, что особенно важно для библиотеки, всегда их возвращал!
Музей театрального и музыкального искусства перенес торжества по случаю 150‑летия со дня рождения Всеволода Мейерхольда на вторую половину года. Одним из главных событий, как рассказала директор музея Наталья Метелица, станет выставка «Казус Мейерхольда», которая откроется в конце ноября в рамках международного фестиваля искусств «Дягилев. P. S.».
На идею выставки музейщиков натолкнул визитный альбом Левкия Жевержеева — одного из основателей Театрального музея, купца, коллекционера, мецената. Этот визитный альбом он сделал в 1915 году, чтобы люди, с которыми он встречался, оставляли в нем свои размышления о театре, впечатления о посещении музея. И вот 20 ноября 1915‑го в альбоме появилась запись, сделанная Всеволодом Мейерхольдом. Там есть такая фраза: «Город Петр, Санкт-Петербург! Только он, только его воздух, его камни, его каналы способны создать людей с таким влечением к строительству. Жить и умереть в Петербурге — какое счастье!».
Выставка, которая пройдет в главном здании Театрального музея на площади Островского, расскажет о роли Петербурга в биографии Мейерхольда, о его влиянии на творчество.
Кроме выставки в Театральном музее будет еще много интересных событий. Так, в сентябре предполагается прогулка по петербургским адресам Мейерхольда. Запланированы лекции, мастер-классы по биомеханике и даже бал-маскарад — оммаж знаменитому «Маскараду» Мейерхольда. Молодой режиссер Дмитрий Крестьянкин уже сейчас работает над спектаклем о Всеволоде Эмильевиче, который пройдет в Театральном музее. А Полина Алехина, ученица Григория Козлова, вместе с драматургом Лесей Гура поставят спектакль «Играя Мейерхольда» в Музее-квартире актеров Самойловых.
Еще одна премьера, посвященная Мейерхольду, пройдет 8 февраля в кабаре-театре «Шум» (18+). Это спектакль Павла Михайлова «Доктор Дапертутто», поставленный по мотивам пьес Артура Шницлера «Шарф Коломбины», Александра Блока «Балаганчик» и Карла Гоцци «Любовь к трем апельсинам».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 23 (7599) от 08.02.2024 под заголовком ««Маскарад» продолжается…».
Комментарии