В Центре Шемякина представили «Маски. Взгляд коллекционера».

На выставке более пятидесяти редких маскарадных масок, елочные игрушки, открытки, фотографии, афиши новогодних представлений рассказывают о традициях этой поры, которые были характерны для северной столицы дореволюционного и советского периода.

В Центре Шемякина представили «Маски. Взгляд коллекционера». | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В основе выставки - вещи из коллекции петербурженки Гули Ефановой. Более десяти лет она собирает разные атрибуты зимних праздников.

Выставочное пространство организовано в виде предновогодней мастерской, разделенной на три тематические зоны: сказочную, карнавальную и цирковую.

«Маски, так же как и елочные игрушки, всегда отражали то, что происходило в стране в тот или иной период, - объясняет Гуля Ефанова. - После того как Гагарин слетал в космос, появилась маска космонавта, при Хрущеве был в чести новогодний образ кукурузы, а после выхода фильма «Цирк» - вне конкуренции оказались маски клоунов. И, конечно, во все времена были популярны маски сказочных персонажей».

В «сказочной» зоне выставки разместились эксклюзивные работы известного скульптора Льва Разумовского, который был одним из основных вдохновителей и добрым гением фабрики «Ленигрушка». Выставленные в витринах экземпляры масок персонажей из сказок Пушкина были выпущены в 1950-е ограниченным тиражом. Рассматривая их, невозможно не поверить в существование Шамаханской царицы, Звездочета или Бабарихи. Выполненные из папье-маше, они сохранили не только яркие краски, но и настроение, которое вложил в них художник.

А вот маски персонажей из сказок «Репка» и «Колобок»: Зайчик, Лисичка, Медведь, а также Дед Мороз и, конечно, шлем космонавта СССР в Ленинграде XX века выпускались более массовыми тиражами. Возможно, до сих пор они пылятся на антресолях некоторых петербургских квартир.

«Маскарадные маски были очень популярны в Петербурге и при Петре I, и в период между революциями 1905 - 1917 гг., - рассказывает реставратор историк игрушки Дарья Соболева. - В 1930-е маски сказочных героев, как и сами сказки, оказались в опале, так как большевистская педагогическая наука объявила, что эти образы уводят детей от действительности. Потом сказки и маскарады были реабилитированы и вернулись в культуру, правда, с другой идеологической подачей».

Еще одной важной приметой XX века становится массовое производство: маска перестает быть рукотворной и выходит в тираж. До появления пластика в 1960 году маски делали по технологии папье-маше. Но, несмотря на то что их производство было практически ручной работы, продавались они по демократичным ценам. Только вот купить их бывало непросто из-за дефицита.

Елочные игрушки и маски, созданные в нашем городе, всегда считались лучшими. И современные коллекционеры очень ценят именно эту продукцию.

«Маски 1970 - 1980-х гг. пока еще доступны, при желании их можно найти на интернет-аукционах, в антикварных магазинных или на блошиных рынках минимум за 100 рублей. А вот довоенные и дореволюционные найти уже сложнее», - говорит Гуля Ефанова.

Открывшаяся вчера выставка будет работать по 8 января нового года. В выставочном зале прямо среди масок в дни каникул пройдет серия интерактивных представлений - новогодних сказок, рассказанных в жанре клоунады, пантомимы и эксцентрики.

#выставка #праздник #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 233 (6342) от 13.12.2018 под заголовком «Маска, я тебя помню».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?