В Центре Шемякина представили «Маски. Взгляд коллекционера».
На выставке более пятидесяти редких маскарадных масок, елочные игрушки, открытки, фотографии, афиши новогодних представлений рассказывают о традициях этой поры, которые были характерны для северной столицы дореволюционного и советского периода.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
В основе выставки - вещи из коллекции петербурженки Гули Ефановой. Более десяти лет она собирает разные атрибуты зимних праздников.
Выставочное пространство организовано в виде предновогодней мастерской, разделенной на три тематические зоны: сказочную, карнавальную и цирковую.
«Маски, так же как и елочные игрушки, всегда отражали то, что происходило в стране в тот или иной период, - объясняет Гуля Ефанова. - После того как Гагарин слетал в космос, появилась маска космонавта, при Хрущеве был в чести новогодний образ кукурузы, а после выхода фильма «Цирк» - вне конкуренции оказались маски клоунов. И, конечно, во все времена были популярны маски сказочных персонажей».
В «сказочной» зоне выставки разместились эксклюзивные работы известного скульптора Льва Разумовского, который был одним из основных вдохновителей и добрым гением фабрики «Ленигрушка». Выставленные в витринах экземпляры масок персонажей из сказок Пушкина были выпущены в 1950-е ограниченным тиражом. Рассматривая их, невозможно не поверить в существование Шамаханской царицы, Звездочета или Бабарихи. Выполненные из папье-маше, они сохранили не только яркие краски, но и настроение, которое вложил в них художник.
А вот маски персонажей из сказок «Репка» и «Колобок»: Зайчик, Лисичка, Медведь, а также Дед Мороз и, конечно, шлем космонавта СССР в Ленинграде XX века выпускались более массовыми тиражами. Возможно, до сих пор они пылятся на антресолях некоторых петербургских квартир.
«Маскарадные маски были очень популярны в Петербурге и при Петре I, и в период между революциями 1905 - 1917 гг., - рассказывает реставратор историк игрушки Дарья Соболева. - В 1930-е маски сказочных героев, как и сами сказки, оказались в опале, так как большевистская педагогическая наука объявила, что эти образы уводят детей от действительности. Потом сказки и маскарады были реабилитированы и вернулись в культуру, правда, с другой идеологической подачей».
Еще одной важной приметой XX века становится массовое производство: маска перестает быть рукотворной и выходит в тираж. До появления пластика в 1960 году маски делали по технологии папье-маше. Но, несмотря на то что их производство было практически ручной работы, продавались они по демократичным ценам. Только вот купить их бывало непросто из-за дефицита.
Елочные игрушки и маски, созданные в нашем городе, всегда считались лучшими. И современные коллекционеры очень ценят именно эту продукцию.
«Маски 1970 - 1980-х гг. пока еще доступны, при желании их можно найти на интернет-аукционах, в антикварных магазинных или на блошиных рынках минимум за 100 рублей. А вот довоенные и дореволюционные найти уже сложнее», - говорит Гуля Ефанова.
Открывшаяся вчера выставка будет работать по 8 января нового года. В выставочном зале прямо среди масок в дни каникул пройдет серия интерактивных представлений - новогодних сказок, рассказанных в жанре клоунады, пантомимы и эксцентрики.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 233 (6342) от 13.12.2018 под заголовком «Маска, я тебя помню».
Комментарии