«Маска» нашла героев

18 апреля в Москве в музыкальном Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко состоялась XXI церемония российской национальной театральной премии «Золотая маска». Нынешний год для Петербурга оказался чрезвычайно успешным.

«Маска» нашла героев | Источник: telegraf.com

Источник: telegraf.com

В номинации кукольных театров три «Маски» получил спектакль Евгения Ибрагимова «Когда я снова стану маленьким» по книге Януша Корчака, совместная продукция БДТ и московского творческого объединения «КультПроект». Тарас Бибич, сыгравший Владека, получил премию за лучшую роль в Театре кукол, Эмиль Капелюш и Наталья Мишина – за лучшую работу художника, а сам Евгений Ибрагимов – за лучшую работу режиссера. Лучшим спектаклем было названо «Куккафе «У Шекспира» московского театра «Тень».

В номинации драматических театров, как водится, не обошлось без драм. «Золотая маска» за лучшую работу художника досталась Марии Трегубовой за «Алису» БДТ. Однако по этому поводу было замечено, что по-настоящему выдающуюся работу сценографа в Москве на фестивале увидеть и оценить было невозможно, поскольку сама эта работа включает в себя интерьер Каменноостровского театра, воспроизводящий в свою очередь интерьер БДТ. За исполнение роли Поросенка в «Алисе» «Маску» получил Геннадий Богачев как исполнитель второго плана.

Главная премия в области драмы – за лучший спектакль – досталась «Вишневому саду» в постановке Льва Додина. Награждать «Масками» МДТ – одна из самых старых добрых традиций премии, прерываемая лишь изредка и под шумное неодобрение. Приз за лучшую режиссуру был вручен Юрию Бутусову за спектакль «Три сестры» Театра имени Ленсовета.

Среди номинантов «Золотой маски» в этом году оказалось слишком много возмутителей общественного спокойствия: свои лучшие работы представили Константин Богомолов («Гаргантюа и Пантагрюэль» Театра наций и «Карамазовы» МХТ), Кирилл Серебренников («(М)ученик» Гоголь-центра), Тимофей Кулябин (KILL новосибирского «Красного факела»). Серьезную конкуренцию составляли им и куда более традиционные, но ничуть не менее значительные работы знаменитого канадца Робера Лепажа («Гамлет. Коллаж» Театра наций) и Генриэтты Яновской («С любимыми не расставайтесь» МТЮЗа). Любопытно, что в этой ситуации (при условии предсказуемого первенства МДТ) жюри тонко оценило эстетическую безобидность и общую безвредность концептуально девственных фантазий Юрия Бутусова.

«Золотая маска» за драматический спектакль малой формы была присуждена спектаклю петербургского Театро Ди Капуа «Жизнь за царя» – народовольцы во главе с Илоной Маркаровой празднуют заслуженную победу.

Лучшей актрисой была названа Ксения Орлова за роль в спектакле «Возмездие 12» московского Центра драматургии и режиссуры, а лучшим актером – Игорь Миркурбанов за роль Федора Карамазова в богомоловских «Карамазовых».

В области музыкального театра «Золотую маску» за лучшую оперетту или мюзикл увез из Москвы в Петербург «Чаплин» Театра музкомедии. Мария Лагацкая-Зимина получила премию за лучшую женскую роль, а Евгений Зайцев – за лучшую мужскую. Лучшей режиссерской работой была названа «Машина» Владимира Панкова в Гоголь-центре. Главные балетные «Маски» получил спектакль «Укрощение строптивой» Большого театра, а лучшим спектаклем в номинации современного танца оказался «Экспонат/Пробуждение», поставленный на Новой сцене Александринского театра.

«Золотую маску» за оперный спектакль получила «Королева индейцев» пермского Театра оперы и балета, кроме того, дирижер Теодор Курентзис, режиссер Питер Селларс и исполнительница главной партии Надежда Кучер были удостоены премий в своих номинациях. «Маску» за работу композитора в музыкальном театре было решено не присуждать – в этой номинации соревновались Майк Найман и Дмитрий Курляндский – и это стало поводом для скандала в музыкальном мире, подтвердив, что в этом году за следование актуальным тенденциям современного искусства можно получить все, что угодно, кроме награды.

Однако настоящий скандал разразился на церемонии награждения, которую решил посетить министр культуры РФ Владимир Мединский. Из партера немедленно прозвучало требование «вернуть «Тангейзера» – и зал разразился овациями. Которые министр истолковал в самом лестном для себя смысле, сообщив, что всегда мечтал о том, чтобы министр культуры выходил под оглушительные аплодисменты.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 069 (5442) от 20.04.2015.


Комментарии