Маша и Ваня в бедном стиле

В Концертном зале Мариинского театра состоялась вторая премьера сезона – опера «Гензель и Гретель» Хумпердинка, которую подготовили в канун Рождества и Нового года как спектакль для семейного просмотра.

Маша и Ваня в бедном стиле | ФОТО Molodec/shutterstock.com

ФОТО Molodec/shutterstock.com

Жанр постановки объявили в программке как «полусценическое исполнение». Большой состав оркестра был высажен из ямы в глубь сцены. Игровое пространство, таким образом, сузилось до просцениума, на котором расположили стол, стулья, елки, колдовской котел сбоку и пряничные фигурки, расставленные, как забор, отделяющий первый зрительский ряд от паркета сцены.

Родители с детьми были главной публикой в зале, несмотря на вечерний «сеанс» спектакля протяженностью два с половиной часа. Очарование и сила знаменитой немецкой сказки о пряничном домике, рассказанной языком оперы, в том и заключаются, что дают пищу для ума и сердца взрослым в не меньшей степени, чем детям. Композитор одного шедевра Энгельберт Хумпердинк рассказал сказку языком позднего романтизма, густо замешанного на красках Вагнера и Малера. И сделал это виртуозно и вдохновенно, избежав занудства и педантизма. Слушатель, в особенности взрослый, окунается туда, словно в сказочный лес подсознания, полного диковинных растений, существ и приключений. Слушатель неискушенный будет захвачен красотой композиторского письма, слушатель-гурман получит здесь уникальную возможность упиваться яркими ассоциациями с оперной музыкой Вагнера.

Режиссер Александр Маскалин уже завоевал репутацию автора простоватых, мягко говоря, незатейливых инсценировок на сцене Концертного зала Мариинского театра. Их цель – проиллюстрировать самый поверхностный слой сюжета без погружения в глубину. В силуэте постановки просматривались черты ее явного прототипа – одноименного фильма-оперы 1988 года в режиссуре Августа Эвердинга с участием гениальных Эдиты Груберовой и Бригитты Фассбендер.

Театры очень не любят, когда их критикуют, но нельзя удержаться – нет ничего хуже, когда зрителя, особенно маленького, обманывают в его ожиданиях чудес. Не в каком-нибудь бедном провинциальном театрике, а в одном из самых надежно финансируемых театров страны средств на волшебство в этой сказке не нашлось. Мещанским уютом веяло от лиан, развешанных над входом в партер и по стенам, – лиан, которые уже не раз использовались в Концертном зале в подобных постановках и которые стали символом бедного стиля. Скромность постановки можно было оправдать разве что строкой, сочиненной Хумпердинком в духе протестантского хорала о том, что чем сложнее жизнь, тем ближе к Господу...

Небрежность постановки и примитивность режиссерской мысли сквозили во всем, включая топорное изображение отца-пьяницы, кинувшегося так лапать свою женку, что на спектакле стоило поставить пометку 16+. Двух главных героев оперы переименовали в Ваню и Машу. В программке объяснялось, что новое название возникло в период Первой мировой войны в патриотических целях. Хотя костюмы на артистах были самые что ни на есть баварские. Солисты уныло бродили туда-сюда, не зная, куда себя деть от скуки. Все выглядело как любительская домашняя постановка.

Но музыкальная сторона спектакля все же примирила с этой постановкой «Гензель и Гретель». За пультом была американка Кери-Линн Уилсон – гостья в Мариинском редкая, но меткая. Несколько лет назад она, например, дирижировала здесь премьерой «Лючии ди Ламмермур», в которой дебютировала Анна Нетребко. Госпожа Уилсон звезд с неба не хватала, но выискивала в партитуре разные «интересности», обращая на них внимание восторженного слушателя. Высоким качеством отличился и исполнительский состав, в котором с особым удовольствием слушались Гензель и Гретель, то есть Ваня и Маша. И меццо-сопрано Эвелина Агабалева (Ваня), и Маргарита Иванова идеально справились со своими лишь с виду незатейливыми партиями, соблюдая наивность и чистоту интонаций, ровность звуковедения и отменное чувство стиля. Маргарита Иванова с ее ясным, лучистым взором и вовсе заставляла сердце замирать, пускаясь в соловьиные колоратуры своих лесных песенок. Отец с матерью (Дмитрий Федоров и Ольга Бобровская) тоже порадовали стильностью и выразительностью исполнения. Регина Рустамова в партии Ведьмы интонировала свои колдовские речи с немалым мастерством, а также великолепно сверкала глазами. Такой Ведьмы трудно было испугаться: слишком по-доброму и совсем не страшно она улыбалась, скорее очаровывая деток, чем пугая...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 242 (5613) от 24.12.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.