Маша и Ваня в бедном стиле

В Концертном зале Мариинского театра состоялась вторая премьера сезона – опера «Гензель и Гретель» Хумпердинка, которую подготовили в канун Рождества и Нового года как спектакль для семейного просмотра.

Маша и Ваня в бедном стиле | ФОТО Molodec/shutterstock.com

ФОТО Molodec/shutterstock.com

Жанр постановки объявили в программке как «полусценическое исполнение». Большой состав оркестра был высажен из ямы в глубь сцены. Игровое пространство, таким образом, сузилось до просцениума, на котором расположили стол, стулья, елки, колдовской котел сбоку и пряничные фигурки, расставленные, как забор, отделяющий первый зрительский ряд от паркета сцены.

Родители с детьми были главной публикой в зале, несмотря на вечерний «сеанс» спектакля протяженностью два с половиной часа. Очарование и сила знаменитой немецкой сказки о пряничном домике, рассказанной языком оперы, в том и заключаются, что дают пищу для ума и сердца взрослым в не меньшей степени, чем детям. Композитор одного шедевра Энгельберт Хумпердинк рассказал сказку языком позднего романтизма, густо замешанного на красках Вагнера и Малера. И сделал это виртуозно и вдохновенно, избежав занудства и педантизма. Слушатель, в особенности взрослый, окунается туда, словно в сказочный лес подсознания, полного диковинных растений, существ и приключений. Слушатель неискушенный будет захвачен красотой композиторского письма, слушатель-гурман получит здесь уникальную возможность упиваться яркими ассоциациями с оперной музыкой Вагнера.

Режиссер Александр Маскалин уже завоевал репутацию автора простоватых, мягко говоря, незатейливых инсценировок на сцене Концертного зала Мариинского театра. Их цель – проиллюстрировать самый поверхностный слой сюжета без погружения в глубину. В силуэте постановки просматривались черты ее явного прототипа – одноименного фильма-оперы 1988 года в режиссуре Августа Эвердинга с участием гениальных Эдиты Груберовой и Бригитты Фассбендер.

Театры очень не любят, когда их критикуют, но нельзя удержаться – нет ничего хуже, когда зрителя, особенно маленького, обманывают в его ожиданиях чудес. Не в каком-нибудь бедном провинциальном театрике, а в одном из самых надежно финансируемых театров страны средств на волшебство в этой сказке не нашлось. Мещанским уютом веяло от лиан, развешанных над входом в партер и по стенам, – лиан, которые уже не раз использовались в Концертном зале в подобных постановках и которые стали символом бедного стиля. Скромность постановки можно было оправдать разве что строкой, сочиненной Хумпердинком в духе протестантского хорала о том, что чем сложнее жизнь, тем ближе к Господу...

Небрежность постановки и примитивность режиссерской мысли сквозили во всем, включая топорное изображение отца-пьяницы, кинувшегося так лапать свою женку, что на спектакле стоило поставить пометку 16+. Двух главных героев оперы переименовали в Ваню и Машу. В программке объяснялось, что новое название возникло в период Первой мировой войны в патриотических целях. Хотя костюмы на артистах были самые что ни на есть баварские. Солисты уныло бродили туда-сюда, не зная, куда себя деть от скуки. Все выглядело как любительская домашняя постановка.

Но музыкальная сторона спектакля все же примирила с этой постановкой «Гензель и Гретель». За пультом была американка Кери-Линн Уилсон – гостья в Мариинском редкая, но меткая. Несколько лет назад она, например, дирижировала здесь премьерой «Лючии ди Ламмермур», в которой дебютировала Анна Нетребко. Госпожа Уилсон звезд с неба не хватала, но выискивала в партитуре разные «интересности», обращая на них внимание восторженного слушателя. Высоким качеством отличился и исполнительский состав, в котором с особым удовольствием слушались Гензель и Гретель, то есть Ваня и Маша. И меццо-сопрано Эвелина Агабалева (Ваня), и Маргарита Иванова идеально справились со своими лишь с виду незатейливыми партиями, соблюдая наивность и чистоту интонаций, ровность звуковедения и отменное чувство стиля. Маргарита Иванова с ее ясным, лучистым взором и вовсе заставляла сердце замирать, пускаясь в соловьиные колоратуры своих лесных песенок. Отец с матерью (Дмитрий Федоров и Ольга Бобровская) тоже порадовали стильностью и выразительностью исполнения. Регина Рустамова в партии Ведьмы интонировала свои колдовские речи с немалым мастерством, а также великолепно сверкала глазами. Такой Ведьмы трудно было испугаться: слишком по-доброму и совсем не страшно она улыбалась, скорее очаровывая деток, чем пугая...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 242 (5613) от 24.12.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...