Маршрут известен

В галерее «Арт-Лига» на «Пушкинской, 10» открылась выставка молодой художницы Алисы Юфы «Маршрут построен».

Маршрут известен | ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

Я бежала на вернисаж по улице Марата, торопилась и чуть не столкнулась лбом с рекламным щитом у одного кафе. Волей-неволей прочитала текст на нем: «Жестокий, холодный мир. Горячий, вкусный кофе». И подумала, что это как раз про Алису и ее картинки. Они - о маленьких радостях маленьких людей. О «драгоценности обыденной жизни», которую мы порой воспринимаем как скучную рутину. Действуют как успокоительное, только без побочных эффектов.

Петербург изображали за триста лет так часто, что, кажется, уже невозможно найти свою интонацию. Алисе это удалось. Даже его «парадные», открыточные панорамы в ее картинках теряют свой несколько надменный пафос. Нет в образе города и столь любимой многими декадентами болезненности, зловещей мистики. Сам воздух Петербурга, который кажется тяжелым и словно давит на плечи, у Алисы обретает легкость.

Люди, которые населяют город, тоже симпатичные. Никакой тебе «достоевщины», теней Раскольникова или Акакия Акакиевича.

Одетые в пуховики, джинсы, с рюкзаками за спиной, персонажи Юфы носятся по универмагу во время распродаж, рассматривают витрину булочной, соблазняющей плюшками, сидят в кафе, глядя в смартфон и не замечая по этой причине вороватых котов, которых очень интересует содержимое тарелки. Туристы фотографируются на Дворцовой с замерзшими «Петрами Первыми» и «императрицами» в кринолинах или картинно позируют, копируя вдохновенную позу бронзового Пушкина на площади Искусств.

Полноправные жители города Юфы - голуби, которые всегда следуют за людьми, не отставая ни на шаг. Даже на тех редких картинках, где их нет, есть следы их лапок, сплетающиеся в прихотливые узоры.

И еще - собаки на поводках и кошки, которые по обыкновению гуляют сами по себе и смешиваются с другими, каменными и бронзовыми, представителями петербургской фауны - сфинксами, львами, лошадьми.

Манеру Алисы Юфы часто называют «наивной» или «примитивистской». Она - профессиональный художник, но рисует в свободном стиле, действительно порой напоминающем детские рисунки. К примеру, ее знаменитые птички, которые бродят толпами по улицам и площадям Петербурга, сведены чуть ли не к знаку: черная тушка и огромные лапы.

Но впечатление обманчиво. Нужно обладать виртуозным мастерством, чтобы, например, передать «сложную гамму чувств», написанных на морде кота, который понял, что только что поджаренная котлета... капустная. Растерянность, обманутые ожидания, разочарование. Как это пережить? На одной картинке мы видим только половину кота - задние лапы и гордо поднятый хвост. Он выскальзывает в приоткрытую дверь старой петербургской квартиры. «Закрой за мной дверь, я ухожу!» - так она называется. Но он вернется. Потому что жить не может без хозяйки, участвуя даже в ее сборах в свет, когда она выбирает в шкафу наряд или красит губы перед зеркалом.

Выставка открыта до 16 февраля.

#Алиса Юфа #«Маршрут построен» #«Арт-Лига»

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?