Мариинский театр начал свой концертный сезон

Валерий Гергиев со своим оркестром исполнил две Первые симфонии — Малера и Шостаковича. Программа была дополнена «Озорными частушками» Щедрина в связи с пришедшим накануне известием о смерти композитора. Сам же концерт был «в преддверии» официального открытия сезона, планировавшегося загодя и представившего лауреатов прошедшего летом конкурса Рахманинова.

Мариинский театр начал свой концертный сезон | Победителю конкурса композиторов, дирижеров и пианистов С. В. Рахманинова Олегу Худякову доверили провести концерт открытия сезона в Мариинском театре./© Мариинский театр. Фотограф Михаил ВИЛЬЧУК. 2025 г.

Победителю конкурса композиторов, дирижеров и пианистов С. В. Рахманинова Олегу Худякову доверили провести концерт открытия сезона в Мариинском театре./© Мариинский театр. Фотограф Михаил ВИЛЬЧУК. 2025 г.

В сентябре Гергиев продолжил исполнение симфоний Густава Малера (за Первой уже прозвучали Вторая, Третья, Четвертая и Шес­тая симфонии композитора), причем не только в Петербурге, но и в Моск­ве. В октябре эта программа будет представлена во Владивостоке (впервые). В этом году мир отмечает 165‑летие со дня рождения Малера (1860 – 1911), и Валерий Гергиев, один из выдающихся интерпретаторов музыки австрийского гения, конечно, не мог пройти мимо этой даты.

Малер дается далеко не всем и не сразу, но в Петербурге сложилась традиция исполнения его симфоний, начиная с двух приездов самого композитора, исполнения им своей Пятой симфонии с оркестром Мариинского театра. Потом симфонии Малера «привозили» его ученики, дирижеры малеровской школы: Отто Клемперер, Бруно Вальтер, Оскар Фрид. Энтузиастом и пропагандистом творчества композитора был Иван Соллертинский, музыковед, друг Дмитрия Шостаковича.

Шостакович тоже испытал на себе влияние Малера, открывшего симфонию нового типа, в которой музыкальными средствами создается целый мир. Первая симфония, лишь вступление в него, рисует столкновение героя с лицемерием окружающей жизни, кризис и его преодоление. Она прозвучала в исполнении Гергиева классически ясно: утреннее пробуждение природы с голосами птиц, далекими фанфарами, маршевым движением первой части, жизнерадостностью народной танцевальной стихии во второй. Гротескным «Траурным маршем в манере Калло» с его лицемерной скорбью, оборачивающейся злорадным весельем (так звери хоронят своего охотника), в третьей, и, наконец, буря финала в душе героя, преодоление и продолжение в единении с природой.

Оркестр Мариинского театра в очередной раз продемонстрировал блеск и совершенство своего звучания, колористически яркого и прозрачного. При этом оркестр выдерживает любые темпы, заданные дирижером. Так, в концерте для оркестра Родиона Щедрина «Озорные частушки» Гергиев взвинтил темп, но оркестр выдержал это с завидной легкостью. В Первой симфонии Шостаковича слышался драматизм более поздних сочинений.

Вторая симфония Малера, которую на Западе часто называют «Симфонией Воскресения», принадлежит к наиболее часто исполняемым из наследия композитора, хотя продолжительность ее составляет более часа и кроме огромного оркестра задействованы солисты и хор. Ее появление в сентябрьском малеровском цик­ле было, с одной стороны, ожидаемо, с другой — неожиданно. Обычно Гергиев включает в свои программы инструментальные симфонии композитора, а Второй или Третьей с хором и солистами дирижирует не столь часто. Сейчас же, поражаясь интенсивности, с какой развернулся малеровский цикл в афише Мариинского в сентябре, невольно думаешь: может, стоит надеяться на исполнение всех симфоний в этом сезоне? И кажется, что для Гергиева все возможно.

При этом каждая из симфоний как будто заставляет звучать Вселенную. Дирижер «проживает» Малера с огромной эмоциональной силой, моментально захватывающей зал. «Зачем ты жил? Зачем страдал?» — этими вопросами задается композитор в первой драматической части симфонии, сам же отвечая на них в финале хором на стихи Клопштока: «Да, воскреснешь ты…». А между этими двумя полюсами разворачивается целая панорама человеческой жизни с ее тихими радостями и красотой в Andante второй части, с тщетой благих порывов и суетностью, и лицемерием «Проповеди Антония Падуанского рыбам» третьей части, в которой будто кружит бессмысленное движение серебристых тел. Эти части инструментальны, хотя и програм­мны, а вот в четвертой части Urlicht («Первозданный свет») композитор призывает на помощь слово из народного цикла стихов «Волшебный рог мальчика». Сольную партию проникновенно исполнила восходящая звезда Мариинского Зинаида Царенко.

А далее идет грандиозный финал, где композитор как бы останавливается перед неизведанным, когда звучат трубы Страшного суда, за которыми вступает хор с его уверением в финальном воскресении: «Умрешь, чтобы жить». Партию сопрано в финале исполнила Анна Денисова.

Симфония эта грандиозна и по философской своей составляющей, и по музыкальной форме. Но Гергиеву близок масштаб, он не боится фортиссимо и собирает разрозненные части в огромное целое, которое произвело колоссальное впечатление на зал. Концерт закончился стоячей овацией.

Вторую симфонию обычно ставят в программу одну из‑за продолжительности ее звучания, но Гергиев «добавил» к ней еще и Третий концерт Бетховена для фортепиано с оркестром, где солировал очень интересный китайский пианист Юань Цзе — лауреат многочисленных конкурсов, активно гастролирующий по миру, преподающий.

Всегда интересно открывать для себя новые имена, и в этом смысле сентябрьская афиша дарит прекрасную возможность услышать лауреатов Международного конкурса композиторов, дирижеров и пианистов С. В. Рахманинова. Причем концерт открытия сезона представил лауреатов I премии в номинациях «Дирижирование» и «Фортепиано». Состав участников в этом году был очень сильный, и то, что в конкурсе дирижеров победил Олег Худяков — практически без опыта работы за плечами, — уже говорит о ярком самобытном таланте. Худяков начинал свой путь в музыке как пианист, достиг успехов, окончил не только Московскую консерваторию, но и Высшую школу музыки Базеля, завоевал награды на конкурсах, но увлекся дирижированием и в 2022‑м поступил в Московскую консерваторию уже на отделение оперно-симфонического дирижирования. То, что в Мариинском ему дали провести целый концерт открытия сезона, уже говорит о многом. Да и сам концерт продемонстрировал индивидуальность и талант молодого музыканта, эмоциональную, открытую манеру дирижирования. Прозвучали произведения Рахманинова: симфоническая ­поэма «Утес», Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром и Второй концерт.

Солисты — золотые медалис­ты конкурса, потому что I премию в этом году получили двое: Владимир Вишневский (Россия) и Жуй Мин (Китай). Владимира Вишневского слушатели уже знают — больше в Москве, чем в Петербурге. Он уже побеждал в международных и местных конкурсах и неуклонно выходит на звездную орбиту. Яркая музыкальная индивидуальность и внешний эпатаж уже завоевали ему аудиторию (на конкурсе у него, как и у Худякова, сложилась группа активных болельщиков и поклонников). Интересен он был и в рапсодии, не только с точки зрения безупречной виртуозности, но и своей романтическо-демонической интерпретацией. И в этом смысле второй пианист-лауреат китаец Жуй Мин его уравновешивал глубокой, поэтической и в то же время эмоциональной интерпретацией. И овации зала получил даже большие, чем Вишневский. Представление лауреатов конкурса будет продолжено.

Так что концертный сезон Мариинского театра открыт, и остается лишь не упустить ничего интересного: события сменяют друг друга с большой скоростью.

Читайте также: 

В ТЮЗе им. А. А. Брянцева состоялась премьера спектакля «Ангелы над городом»

На сцене Александринского театра состоялась премьера новой версии спектакля «Красная Жизель» Театра балета Бориса Эйфмана



#мариинский театр #сезон #программа

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 178 (8000) от 25.09.2025 под заголовком «В новый сезон под знаком Малера».


Комментарии