Туалетные грации и «многоуважаемый гроб». Итоги IV фестиваля «Точка доступа»

Вчера в Петербурге завершился IV летний фестиваль искусств «Точка доступа», который проходит в местах, для искусства не предназначенных, будь то храм, гараж, вокзал, салон сотовой связи...

Туалетные грации и «многоуважаемый гроб». Итоги IV фестиваля «Точка доступа» | Герои спектакля «Марат/Сад» спорили о свободе и революции в торговом центре в полночь. ФОТО Полины НАЗАРОВОЙ предоставлено пресс-службой фестиваля

Герои спектакля «Марат/Сад» спорили о свободе и революции в торговом центре в полночь. ФОТО Полины НАЗАРОВОЙ предоставлено пресс-службой фестиваля

В этом году, представив публике оперу в туалете одного из отелей, фестиваль - в плане необычности места действия - превзошел свои прошлые достижения. За четыре года он стал своего рода утешением для тех, кто проводит лето в душном Петербурге. Горожане открывают для себя новые пространства или в новом свете видят пространства привычные. Только для спектакля и даже перформанса этого мало. Выбрав необычное место действия, его нужно все-таки творчески освоить, наполнить новым содержанием. Это происходит, увы, не всегда.

Как, например, российско-иранский проект, озаглавленный репликой чеховского Гаева «Железную дорогу построили, и стало удобно», связан с залами Западного корпуса Михайловского замка? Содержательно - никак. Но для постановщиков - петербургского актера Андрея Слепухина и иранской актрисы Рамоны Шах - был важен аспект технический. Для них оказались важны видеопроекции, а в корпусе расположен Центр мультимедиа Русского музея. Смысла это, впрочем, особо не прибавило. Зрителей водили из зала в зал, а действо представляло собой буквально следующее: здесь стихи читают, тут что-то показывают, там что-то танцуют...

В середине представления всех собрали в одном помещении, чтобы дать послушать монтаж из актерских монологов, призванный, видимо, скрестить российскую и иранскую культуры через чеховские образы. Госпожа Шах читала на иранском фрагменты пьесы Резы Шахбодаги «Раны», перевод проецировался на стену и должен был рифмоваться с «Вишневым садом», текст которого здесь тоже, среди прочей классики, цитировали. Ни один из знакомых текстов по-новому не прозвучал, хотя монолог Раневской прочитан был даже на иранском, а какие-то реплики Гаева изменены: «Аллах с тобой» вместо «Господь с тобой», «многоуважаемый гроб» вместо «многоуважаемый шкаф». Тут, видимо, мы должны были охнуть от силы смыслов.

Не будем излишне строги: этот проект возник спонтанно вместо отменившегося в последний момент российско-иранского же спектакля-сериала «Маленькие ночи». Актеры перекочевали оттуда. В принципе «Железную дорогу» можно было рекомендовать к просмотру как мастер-класс по оперативному сценическому сочинительству. Казалось, в ход пошли готовые роли: скажем, играла когда-то актриса Раневскую - дадим из той роли фрагмент.

Видимо, неспроста и на роль маркиза де Сада в российско-германском проекте «Марат/Сад» был приглашен актер БДТ Сергей Лосев, игравший этого же персонажа пьесы Петера Вайса 35 лет назад. Актерский состав был хороший, к артистам вопросов нет. Но как получилось, что в итоге в пространстве большого торгового центра, где после закрытия проходил спектакль, не было создано ни одного образа и не возникло ни крупицы смысла? Ответ - в режиссуре Йозуа Рёзинга, а вернее, в ее отсутствии. Странно, что он ставит пьесы на прославленной сцене Дойчес-театра...

А ведь торговый комплекс мог бы резонировать с пьесой Вайса, где в доме умалишенных разыгрывается спектакль о Жан-Поле Марате в постановке пожилого маркиза де Сада. Устами безумных исполнителей маркиз взывает к идеалам Великой французской революции, преданным и опошленным. Произносить это в торговом центре, ставшем олицетворением сытой буржуазной жизни, - почему бы и нет? А если взглянуть на гигантский многоэтажный магазин театральным глазом, можно подумать и о Колизее, и о поздних мейерхольдовских проектах театрального зала.

Зрители стояли на галереях и взирали на артистов, игравших на мостике и на разных этажах торгового зала. Но никаких преимуществ из этого пространства режиссер не извлек. У Вайса зритель входит в сложную структуру действия: современная публика смотрит представление как бы через спины других зрителей - современников де Сада. У Рёзинга действо вообще публику не учитывает, контакт между артистами и нами был нулевым.

Текст, при чтении захватывающий дух, обернулся пустым словоговорением. Вайс и упоминается-то в программке мимоходом, драматургом значится Софья Дымшиц. При этом артисты читали стихотворный текст Вайса, но в сокращенном и перемонтированном виде. Всегда считалось, что драматург - тот, кто пишет пьесу, а выходит - и тот, кто сокращает?

Эти две работы - «собственная программа» фестиваля, но есть и гастрольная, которая оказалась более убедительной. «Трехгоршковая опера» из Австралии в постановке Клеменс Уильямс, спетая тремя сиднейскими певицами в туалете роскошного отеля, - обаятельный и ироничный спектакль-миниатюра. В основе - ряд арий из великих опер, соединенных сюжетом: не знакомые друг другу молодые женщины сталкиваются в дамской комнате, и встреча эта помогает им выйти в финале «в большой мир» преображенными. Первая, печальная красавица, пела арию из оперы Перселла «Дидона и Эней» - и рассматривала синяки, оставленные, конечно, бойфрендом, и собиралась покончить с собой. Если бы она намеревалась, подобно Дидоне, прыгать в костер, было бы вообще логично, но в туалете костра не разведешь, поэтому дама решила отравиться. Но тут влетает энергичная пышная блондинка и поет «Хабанеру» из «Кармен». Словно говорит несчастной: «Да посмотри на себя, молодая, красивая, плюнь ты на него...».

Не то чтобы глубоко по мысли, но в этой миниатюре все же со смыслом использованы индивидуальности артисток, их голоса, и такое... специфичное пространство. Кто сказал, что в нем нельзя переродиться? Очень даже можно, в чем и убедили «туалетные грации».

Кстати: акустика в мужском туалете, игравшем роль дамской комнаты, оказалась вполне подходящей.

#театр #современное искусство #точка доступа

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 141 (6250) от 06.08.2018 под заголовком «Марат, маркиз и арии в туалете».

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.