«Манеж», как много в этом звуков

В ЦВЗ «Манеж» состоялся «ПроТоАрт. Импровизация» - первый для обновленного зала опыт двухдневного синтетического действия на 80 событий с двумя сотнями участников для публики всех возрастов. Ее составили примерно 8 тысяч человек.

«Манеж», как много в этом звуков | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Накануне Алексей Плюснин, арт-директор «ПроТоАрта», сообщил «СПб ведомостям», что не может четко определить жанр события - фестиваль, концерт, перформанс. Но образ, который объединил музыкантов, актеров и художников, такой - все погрузились на космический ковчег, несущий будущему идею импровизации.

Она предшествует созданию искусства, отсюда название фестиваля.

Знакомство с программой «ПроТоАрта» показало, что музыканты будут доминировать. Что объяснимо: Плюснин несколько лет руководил курехинским фестивалем SKIF. В субботу, в первый день «ПроТоАрта», один из зрителей, знакомый с миром петербургской импровизационной музыки, сообщил нам, что ее активисты - исполнители и их поклонники (примерно тысяча человек) - все пришли в «Манеж».

Организаторы фестиваля понимали, что невозможно «развести по звуку» несколько одновременных выступлений. Но решили рискнуть. Как быстро выяснилось, риск не оправдался. Диспут о диктатуре визуального в современном мире был скомкан начавшимся рядом концертом роговой музыки, которую сменила еще более громкая туба.

Мастер-класс коллекционера и музыканта Константина Полякова, который играл на народных инструментах пяти континентов, был предназначен для детей, но вызвал такой интерес, что был повторен для взрослых. Один серьезный мужчина заметил своей спутнице: «Единственное полезное, что я здесь увидел». Например, Поляков играл на калимбе - щипковом инструменте из стальных пластин, привезенном из Южной Африки. Но его заглушал мощный «Этноджем» на ударных, гремевших со второго этажа.

Кстати, когда до фестиваля журналисты спрашивали Плюснина про возрастные ограничения и он ответил «0+», это восприняли как рекламу. Фестиваль показал, что дети чувствовали себя комфортнее взрослых. Те, кто постарше, собирали пазлы из картин Василия Кандинского, помладше - вместе с психологом Любовью Колчановой создавали индийскую мандалу.

Самые юные и вовсе отличились. На втором этаже были подвешаны семь больших черных надувных шаров. Если их качнуть, внутри каждого должен звучать колокол. В первый день шары повесили низко, активные дети устроили волейбол и через полчаса оборвали не только динамики, но и крепеж шаров. Колокольный звон перенесли на воскресенье.

Интересная кинопрограмма, подготовленная Михаилом Трофименковым, к сожалению, прошла без пояснительных комментариев. Если документальный фильм Анри-Жоржа Клузо «Мистерия Пикассо», показавший работу художника в реальном времени, был понятен без слов, то дадаистская игровая короткометражка Рене Клера «Антракт» с композитором Эриком Сати и художником Франсисом Паккабиа требовала пояснений.

Из визуальных искусств выделим перформанс Павла Игнатьева, за два вечера вылепившего из глины колосса. «Каждый скульптор мечтает о своем Колоссе Родосском. Важно, чтобы он не оказался на глиняных ногах», - пояснил нам Игнатьев свою идею.

По мнению музыкального критика Александра Кана, фестиваль создал свежую эстетическую среду - музыка (поразила юная барабанщица соло Оксана Григорьева), танец, кино, визуальные искусства. Обновленный «Манеж» показал, что в нем это возможно.

Не хватило двух-трех ключевых точек, чтобы на них все сфокусировалось. Когда все на равных - хорошо для организаторов, но для публики нужны такие точки.

Согласимся с критиком и добавим, что если «ПроТоАрт» или что-то подобное продолжать в ЦВЗ «Манеж», то музыканты не должны мешать всем остальным.

#«ПроТоАрт» #8 тысяч #«Манеж»

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.