«Манеж», как много в этом звуков

В ЦВЗ «Манеж» состоялся «ПроТоАрт. Импровизация» - первый для обновленного зала опыт двухдневного синтетического действия на 80 событий с двумя сотнями участников для публики всех возрастов. Ее составили примерно 8 тысяч человек.

«Манеж», как много в этом звуков | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Накануне Алексей Плюснин, арт-директор «ПроТоАрта», сообщил «СПб ведомостям», что не может четко определить жанр события - фестиваль, концерт, перформанс. Но образ, который объединил музыкантов, актеров и художников, такой - все погрузились на космический ковчег, несущий будущему идею импровизации.

Она предшествует созданию искусства, отсюда название фестиваля.

Знакомство с программой «ПроТоАрта» показало, что музыканты будут доминировать. Что объяснимо: Плюснин несколько лет руководил курехинским фестивалем SKIF. В субботу, в первый день «ПроТоАрта», один из зрителей, знакомый с миром петербургской импровизационной музыки, сообщил нам, что ее активисты - исполнители и их поклонники (примерно тысяча человек) - все пришли в «Манеж».

Организаторы фестиваля понимали, что невозможно «развести по звуку» несколько одновременных выступлений. Но решили рискнуть. Как быстро выяснилось, риск не оправдался. Диспут о диктатуре визуального в современном мире был скомкан начавшимся рядом концертом роговой музыки, которую сменила еще более громкая туба.

Мастер-класс коллекционера и музыканта Константина Полякова, который играл на народных инструментах пяти континентов, был предназначен для детей, но вызвал такой интерес, что был повторен для взрослых. Один серьезный мужчина заметил своей спутнице: «Единственное полезное, что я здесь увидел». Например, Поляков играл на калимбе - щипковом инструменте из стальных пластин, привезенном из Южной Африки. Но его заглушал мощный «Этноджем» на ударных, гремевших со второго этажа.

Кстати, когда до фестиваля журналисты спрашивали Плюснина про возрастные ограничения и он ответил «0+», это восприняли как рекламу. Фестиваль показал, что дети чувствовали себя комфортнее взрослых. Те, кто постарше, собирали пазлы из картин Василия Кандинского, помладше - вместе с психологом Любовью Колчановой создавали индийскую мандалу.

Самые юные и вовсе отличились. На втором этаже были подвешаны семь больших черных надувных шаров. Если их качнуть, внутри каждого должен звучать колокол. В первый день шары повесили низко, активные дети устроили волейбол и через полчаса оборвали не только динамики, но и крепеж шаров. Колокольный звон перенесли на воскресенье.

Интересная кинопрограмма, подготовленная Михаилом Трофименковым, к сожалению, прошла без пояснительных комментариев. Если документальный фильм Анри-Жоржа Клузо «Мистерия Пикассо», показавший работу художника в реальном времени, был понятен без слов, то дадаистская игровая короткометражка Рене Клера «Антракт» с композитором Эриком Сати и художником Франсисом Паккабиа требовала пояснений.

Из визуальных искусств выделим перформанс Павла Игнатьева, за два вечера вылепившего из глины колосса. «Каждый скульптор мечтает о своем Колоссе Родосском. Важно, чтобы он не оказался на глиняных ногах», - пояснил нам Игнатьев свою идею.

По мнению музыкального критика Александра Кана, фестиваль создал свежую эстетическую среду - музыка (поразила юная барабанщица соло Оксана Григорьева), танец, кино, визуальные искусства. Обновленный «Манеж» показал, что в нем это возможно.

Не хватило двух-трех ключевых точек, чтобы на них все сфокусировалось. Когда все на равных - хорошо для организаторов, но для публики нужны такие точки.

Согласимся с критиком и добавим, что если «ПроТоАрт» или что-то подобное продолжать в ЦВЗ «Манеж», то музыканты не должны мешать всем остальным.

#«ПроТоАрт» #8 тысяч #«Манеж»

Комментарии