Малиновки заслыша голосок
В Театре музыкальной комедии прошла премьера оперетты «Свадьба в Малиновке» Бориса Александрова в постановке Анны Осипенко.
ФОТО предоставлено пресс-службой театра
Эта оперетта не ставилась здесь больше полувека - с 1961 года, когда была возобновлена постановка 1943-го. Неудивительно, конечно, если вспомнить об одноименном музыкальном фильме в режиссуре Андрея Тутышкина, выпущенном в год 50-летия Октябрьской революции. С тех пор он не сходит с телевизионных экранов. Ярчайшие работы Зои Федоровой - Гапуси, Евгения Лебедева - деда Нечипора, Михаила Пуговкина - артиллериста Яшки и даже Алексея Смирнова - бандита Сметаны всплывали в памяти и на просмотре премьеры, показанной в Театре музкомедии спустя полвека с момента выхода фильма.
Режиссер Анна Осипенко не ставила прямой задачи сделать в своем спектакле все, как в фильме. Впервые эту оперетту она представила на летнем фестивале «Оперетта-парк» в Гатчине. Жанр спектакля на открытом воздухе потребовал броских, беспроигрышных приемов, включая использование настоящих коней и поросят, которых сцена Театра музыкальной комедии вместить уже не смогла.
В этом театре любят жанровый аутентизм и охранительство, здесь идут в соответствии с канонами жанра и «Графиня Марица» с «Баядерой» Кальмана, и «Фиалка Монмартра» Легара, и «Женихи» Дунаевского, и «Бабий бунт» Птичкина. И «Свадьба в Малиновке» отныне вновь заняла свое достойное место в музее истории оперетты. В отличие от фильма здесь намного больше музыки, идущей от оригинальной партитуры, хотя добавились и более поздние номера, появившиеся в связи с созданием фильма. Сегодня эта оперетта убивает пару или даже тройку зайцев. Во-первых, удовлетворяет возросший спрос на задорный боевой настрой национального искусства. Ведь действие здесь разворачивается в украинском селе Малиновка. Во-вторых, добавляет в огромную коллекцию Театра музкомедии название в самый скромный ее «отдел» - отечественных образцов. А в-третьих и, пожалуй, в-главных, эта остроумная оперетта показывает абсурд происходившего. Одним из таких номеров в новой «Свадьбе в Малиновке» является сцена дележа тряпья между Попандопуло, адъютантом Грициана, и бандитом Сметаной, которая смотрится острее, чем в фильме. Этих героев, показанных как подлецы, утратившие не только человеческую, но и половую идентичность, в спектакле блистательно сыграли Олег Флеер и Павел Григорьев. Для Олега Флеера это был дебют на сцене Театра музыкальной комедии, в котором он виртуозно показал, что такое стянуть все одеяло на себя.
В постановке Анны Осипенко артисты играли так, словно всеми силами стремились показать, как тщательно играли их предшественники, составлявшие славу этого театра. Хотя на протяжении спектакля нет-нет да и казалось, что не все выкладываются, некоторым будто не хватало для вкуса специй и приправ, которых явно требовали роли. Впрочем, им как будто несколько странно играть персонажей в соцреалистической эстетике, оттого иногда возникало ощущение легкой дистанцированности артистов от своих героев. Удивительно было видеть в роли Назара Думы (в фильме эту роль играет Владимир Самойлов) Александра Байрона. Большой лицедей, он, конечно же, сумел найти нужные интонации для «командира отряда красных кавалеристов», но за ними нет-нет да и проглядывали то его выдающийся Фейджин из «Оливера Твиста», то Генри Хиггинс из «Моей прекрасной леди», то кинопродюсер из «Голливудской дивы».
Очень нежно, тепло и убедительно «вселилась» в свою дивчину Яринку Анастасия Лошакова, наделив ее обаятельнейшим, сочным, звонким сопрано и сияющими глазками. Из Светланы Луговой получилась ее роскошная мать София, жена Назара Думы, пронесшая сквозь всю оперетту идею победоносной материнской любви и женской преданности. Возлюбленным Яринки - пастухом Андрейкой стал Олег Ромашин, еще один дебютант в спектакле, пленивший слушателей красотой своего пения. Фирменно колоритными получились станичницы у Елены Забродиной (Гапуся) и Ольги Лозовой (Трындычиха), знатным хамом вышел атаман бандитов Грициан у Владимира Яроша с его бандой недоумков, бесчинствующих на обломках империи.
Для усиления колорита в боевых сценах, поставленных Марией Добровольской, были задействованы бравые ребята из красноборского центра казачьей джигитовки «Багмут». Рядом с ними так трогательно и беззащитно смотрелись станичные лебедушки в интеллигентных танцах Владимира Романовского, мягко, но категорично требовавшие скорейшей защиты...
Комментарии