Маленький большой художник
В Главном штабе Эрмитаж открыл выставку одного из самых знаменитых итальянских портретистов рубежа ХIХ - ХХ веков Джованни Больдини. Российской публике это имя неизвестно, в наших музейных собраниях работ этого художника нет.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
В названии выставки есть словосочетание «Художник Belle Epoque» (с французского - «прекрасная эпоха»). Так принято обозначать время с последнего десятилетия ХIХ века до начала Первой мировой войны - золотой век автомобилестроения и воздухоплавания, рождения кино, расцвета фотографии, археологических открытий, бульваров, кабаре, морских купаний и многого другого.
Больдини запечатлел это время в лицах, по большей части прекрасных женских и строгих мужских. Его портреты - отражение любви к женской красоте, роскошным тканям, драгоценностям. В них история моды и стиля. Не случайно в одной из журнальных рецензий на посмертную выставку художника в Нью-Йорке Больдини назвали «мастером шика».
Он родился в Ферраре в семье художника восьмым из тринадцати детей. Отец занимался религиозной живописью, сын рос рядом с работами мастеров итальянского Ренессанса, с юного возраста копировал их. Репутацию хорошего портретиста он заработал уже в двадцать лет.
И все же Больдини попытался выйти из семейного дела, поступил на военную службу, но вскоре был уволен из-за невысокого роста - 1 м 54 см. Он уехал во Флоренцию, шесть лет учился живописи в академии. Затем отправился во Францию, где познакомился с Эдуардом Мане, подружился с Эдгаром Дега. Работал в Лондоне, получил известность портретиста. С 1872 года Больдини обосновался в Париже, стал очень модным художником, автором портретов светских дам и известных деятелей искусства. Для себя он писал пейзажи, автопортреты, лица друзей. Художник был знаком с Сарой Бернар, Ренуаром, Клодом Моне и другими представителями «прекрасной эпохи».
Женился художник на закате жизни в 87-летнем возрасте на тридцатилетней женщине, которая для этого брака оформила развод с первым мужем.
У Больдини были посмертные выставки в Венеции и Нью-Йорке. Его работы хранятся в Лувре, Орсэ, Метрополитен-музее, в Национальной галерее Лондона и частных коллекциях. На антикварном рынке цены на них взлетают до семизначных цифр.
Несколько лет назад в нежилой, закрытой с 1939 года квартире был обнаружен портрет артистки и светской львицы мадам Флориан. Он был продан на аукционе за два с лишним миллиона долларов.
Выставка в Эрмитаже объединила произведения из семи итальянских музейных собраний: галерей Уффици и современного искусства в Риме, музеев Пармы, Барлетты, Павии и Тревизо. Основу ее сотавила коллекция музея Джованни Больдини в Ферраре, где хранятся произведения из мастерской художника, в которых он экспериментировал в разных жанрах и техниках. Их присутствие вместе с виртуозными светскими портретами позволяет зрителю оценить разнообразие дарования художника.
Есть на выставке свидетельство прижизненной славы Больдини. Это автопортрет, написанный им по просьбе директора галереи Уффици для знаменитого коридора Вазари, где помещены автопортреты известных живописцев, начиная с эпохи Возрождения.
Ретроспективу Больдини дополняют работы итальянских мастеров круга художника, его коллег и друзей. Атмосферу «прекрасного времени» передают итальянские рекламные плакаты начала ХХ века.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 214 (5831) от 16.11.2016.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии