Маленький большой художник

В Главном штабе Эрмитаж открыл выставку одного из самых знаменитых итальянских портретистов рубежа ХIХ - ХХ веков Джованни Больдини. Российской публике это имя неизвестно, в наших музейных собраниях работ этого художника нет.

 Маленький большой художник | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В названии выставки есть словосочетание «Художник Belle Epoque» (с французского - «прекрасная эпоха»). Так принято обозначать время с последнего десятилетия ХIХ века до начала Первой мировой войны - золотой век автомобилестроения и воздухоплавания, рождения кино, расцвета фотографии, археологических открытий, бульваров, кабаре, морских купаний и многого другого.

Больдини запечатлел это время в лицах, по большей части прекрасных женских и строгих мужских. Его портреты - отражение любви к женской красоте, роскошным тканям, драгоценностям. В них история моды и стиля. Не случайно в одной из журнальных рецензий на посмертную выставку художника в Нью-Йорке Больдини назвали «мастером шика».

Он родился в Ферраре в семье художника восьмым из тринадцати детей. Отец занимался религиозной живописью, сын рос рядом с работами мастеров итальянского Ренессанса, с юного возраста копировал их. Репутацию хорошего портретиста он заработал уже в двадцать лет.

И все же Больдини попытался выйти из семейного дела, поступил на военную службу, но вскоре был уволен из-за невысокого роста - 1 м 54 см. Он уехал во Флоренцию, шесть лет учился живописи в академии. Затем отправился во Францию, где познакомился с Эдуардом Мане, подружился с Эдгаром Дега. Работал в Лондоне, получил известность портретиста. С 1872 года Больдини обосновался в Париже, стал очень модным художником, автором портретов светских дам и известных деятелей искусства. Для себя он писал пейзажи, автопортреты, лица друзей. Художник был знаком с Сарой Бернар, Ренуаром, Клодом Моне и другими представителями «прекрасной эпохи».

Женился художник на закате жизни в 87-летнем возрасте на тридцатилетней женщине, которая для этого брака оформила развод с первым мужем.

У Больдини были посмертные выставки в Венеции и Нью-Йорке. Его работы хранятся в Лувре, Орсэ, Метрополитен-музее, в Национальной галерее Лондона и частных коллекциях. На антикварном рынке цены на них взлетают до семизначных цифр.

Несколько лет назад в нежилой, закрытой с 1939 года квартире был обнаружен портрет артистки и светской львицы мадам Флориан. Он был продан на аукционе за два с лишним миллиона долларов.

Выставка в Эрмитаже объединила произведения из семи итальянских музейных собраний: галерей Уффици и современного искусства в Риме, музеев Пармы, Барлетты, Павии и Тревизо. Основу ее сотавила коллекция музея Джованни Больдини в Ферраре, где хранятся произведения из мастерской художника, в которых он экспериментировал в разных жанрах и техниках. Их присутствие вместе с виртуозными светскими портретами позволяет зрителю оценить разнообразие дарования художника.

Есть на выставке свидетельство прижизненной славы Больдини. Это автопортрет, написанный им по просьбе директора галереи Уффици для знаменитого коридора Вазари, где помещены автопортреты известных живописцев, начиная с эпохи Возрождения.

Ретроспективу Больдини дополняют работы итальянских мастеров круга художника, его коллег и друзей. Атмосферу «прекрасного времени» передают итальянские рекламные плакаты начала ХХ века.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 214 (5831) от 16.11.2016.


Комментарии