Мальчишка у токарного станка. В Северной столице открылась выставка «Подвигу блокадного Ленинграда посвящается»

В залах Петербургского союза художников открылась выставка «Подвигу блокадного Ленинграда посвящается» (12+), на которой представлено более 200 произведений, созданных авторами разных поколений — живописцами, графиками, скульпторами, мастерами прикладного искусства.

Мальчишка у токарного станка. В Северной столице открылась выставка «Подвигу блокадного Ленинграда посвящается» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Традиционная выставка, приуроченная к январским датам прорыва (18 января) и полного снятия блокады (27 января), проводится в мемориальном месте. Здание на Большой Морской улице, 38 (в годы Великой Отечественной войны — улица Герцена), было для художников и мастерской, и казармой, и фронтом. Именно там создавались легендарные плакаты «Боевого карандаша», а 2 января 1942 года открылась первая блокадная выставка.

В центре нынешней выставки — мемориальная экспозиция «Боевой Муратов», посвященная художнику Николаю Муратову (1908 – 1992), одному из создателей «Боевого карандаша». Первую блокадную зиму он жил и работал в этих стенах. Коллекционер и историк советского искусства Владимир Васильев предоставил для выставки несколько неизвестных публике рисунков Муратова военного и послевоенного времени. На них изображены подготовка эшелона к эвакуации, виды блокадного города и пейзажи Ленинграда в победном 1945‑м.

Чем дальше от нас уходят те блокадные дни, тем интереснее рассматривать портреты их свидетелей, участников войны. В 1972 году Олег Гречишкин изобразил своего знаменитого старшего коллегу Алексея Пахомова, в 1999‑м Владислав Бушуев создал портрет художника и педагога Глеба Савинова. Серию из пяти гуашей Виталия Тамбовцева «Истории токаря Металлического завода» можно рассматривать как макет небольшой книги. В 1985 году художник проиллюстрировал воспоминания Юрия Харитонова. В 1941 году ему было 15 лет, после короткого обучения Юра встал к станку. «Работали по 12 – 14 часов, спали рядом с цехом. Завод бомбили, но он давал нужную фронту продукцию», — рассказывал Харитонов.

Несколько лет назад художник Василий Братанюк создал порт­рет Никиты Благово, известного ленинградца-петербуржца, соз­дателя и руководителя Музея истории школы Карла Мая. Никита Владимирович, только что отметивший свое 94‑летие, пришел на открытие выставки. На просьбу вспомнить 27 января 1944‑го Благово рассказал, что после самой страшной зимы 1941/42 годов был эвакуирован по льду Ладожского озера на Урал. «Когда мы узнали о снятии блокады, то было чувство какой‑то не бурной радости, а какого‑то облегчения, потому что вера и надежда в то, что это случится, меня никогда не покидали, — вспоминает Благово. — Мне очень хотелось вернуться домой в свой город, который я с детства благодаря бабушке и дедушке полюбил. Возвращение состоялось в мае 1944 года».

Новые поколения художников стараются в своем творчестве отразить блокадную тему. Не всегда им удается выйти за рамки прочитанного в книгах и увиденного в кинохронике. Но бывают удачи. Картина Юлии Косцовой «Высота» показывает, как альпинисты укрывали Ангела на шпиле Петропавловского собора. Блеск и беззащитность золота, опасная работа на большой высоте показаны экспрессивно и трепетно. Анна Львовская создала проект «Наедине с памятью» — мемориал детям, погибшим в блокаду. Внутри большого куба ничего, только имена на стенах и поминальные свечи.

Выставка работает по 25 января.

Читайте также: 

Уникальным масштабным экспонатом пополнился Псковский музей-заповедник

В наступившем году Музей истории религии отметит 95‑летие




#память #история #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 5 (8070) от 16.01.2026 под заголовком «Мальчишка у токарного станка».


Комментарии