Малая родина великого архитектора. Как восстанавливают старинную мельницу на берегу Ижоры?
Если волею случая окажетесь в Гатчинском районе, загляните в деревню Мыза-Ивановка. Здесь на берегу бурной в этом месте реки Ижоры находится музейно-выставочный комплекс, объединивший старинную мельницу и место бывшей усадьбы семьи архитектора Андрея Штакеншнейдера. Об этом проекте, который начал свою работу в прошлом году, рассказал его основатель краевед Владимир Епешин.
ФОТО АВТОРА
— Владимир Валерьевич, как пришла идея восстановления старинной мельницы?
— Меня всегда необъяснимо тянуло к этим необычным сооружениям. Ветряные и водяные мельницы нравились мне и эстетически, и с точки зрения механизма, в котором сочетается инженерная мысль человека и сила природы. Полтора десятка лет я коллекционирую все, что связано с мельницами: тарелки, открытки, антикварные книги, статуэтки. Обстоятельства так сложились, что я увлекся историей семьи Штакеншнейдеров и «познакомился» с Гатчинской мельницей. А уже в процессе восстановления этого объекта выяснилось, что мой дед и прадед были мельниками.
— Но вы же не из этих краев?
— Я родился и вырос на севере России, но больше 40 лет живу в Петербурге и историю Пудостьского края уже знаю не хуже местных.
— Почему эту местность называют Пудостьским краем?
— Река Ижора в ее верховьях раньше называлась Пудость. А земля, от ее истока до места впадения в нее реки Парицы в Гатчинском районе, — Пудостьским краем. В этом месте на берегу добывался знаменитый пудостский камень, который широко применялся при строительстве Санкт-Петербурга.
Сама мельница была построена примерно в конце XVII века и оказалась редкой даже для того времени конструкцией из камня. Строение меняло арендаторов, а земля под ней — хозяев, пока служивший здесь мельником Иоганн (Иван) Штакеншнейдер не стал ее арендатором. Здесь же в 1802 году у него родился сын Андрей.
— Как вы считаете, повлияла ли на формирование личности Андрея Штакеншнейдера местная природа?
— Места здесь необыкновенно живописные. Исток Ижоры находится в семи километрах от мельницы. Здесь река совсем другая, не такая, как, скажем, в Колпине: прозрачная и бирюзовая. Я думаю, Штакеншнейдер, с детства впитывая в себя эти краски, и стал обладателем уникального творческого вкуса.
«Когда посетитель сам делает открытие — это магия»: интервью с победителем премии ЛихачеваДостаточно посмотреть на дворцы, которые он строил, они гармоничные и какие‑то уютные, что ли, созданные для комфортной жизни. Помимо Мариинского и дворца Белосельских-Белозерских Андрей Штакеншнейдер приложил руку к дворцам в Ораниенбауме, Стрельне, построил музыкальный вокзал в Павловске, Николаевский дворец и Ново-Михайловский дворец в Санкт-Петербурге, Бельведер и ряд павильонов и фонтанов в Петергофе.
Став владельцем фамильной усадьбы, Штакеншнейдер возводит тут новый деревянный дом по собственному проекту. Строительство родового гнезда завершилось в 1850‑е годы. Из-за необычного цвета усадьбу назвали «Розовая дача». Сюда архитектор с семьей будет приезжать на каникулы и окончательно переедет уже в 1862 году.
— А что случилось с мельницей и «Розовой дачей» в ХХ веке?
— После смерти Штакеншнейдера мельница поменяла нескольких арендаторов, а после революции про нее забыли. Здание постепенно разрушалось.
Работы над созданием нашего проекта начались в августе 2002 года. Тогда комитет по охране объектов культурного наследия Ленинградской области признал это здание объектом культурного наследия регионального значения.
Что касается усадебного дома Штакеншнейдера, «Розовой дачи», после революции ее помещения стали использоваться под квартиры. Последняя обитательница дома умерла в 2003 году. Тогда дача окончательно пришла в запустение. А после случился пожар, который не пощадил деревянный сруб.
Земля, где раньше была «Розовая дача», сегодня принадлежит муниципалитету и уже больше 50 лет является объектом культурного наследия федерального значения. Сейчас на месте здания находится только заросший фундамент.
Интересно, что еще в прошлом веке, сразу после перестройки, появился проект ее реставрации, подготовленный проектным институтом «Спецпроектреставрация». И нам удалось найти этот проект с детальными чертежами. В настоящий момент наша заявка на выкуп участка на рассмотрении. Если его удастся получить, то, возможно, однажды здесь появится восстановленная усадьба с ее затейливыми резными элементами.
— Судя по активным строительным работам, первой будет восстановлена мельница…
— Как только были оформлены документы на передачу здания, начался процесс подготовки документации для восстановления. Объект находится в аварийном руинированном состоянии, но специалисты подтвердили, что его реставрация может быть проведена успешно.
Проект состоит из двух этапов. Первый включает в себя противоаварийные работы, второй — проектирование приспособления под современные условия.
В комитете по охране объектов культурного наследия Ленинградской области нами было получено разрешение на укрепление дверных и оконных проемов, установку лесов и монтаж временной кровли. Специалисты думают над тем, как разместить водяное колесо и запустить мельничный механизм.
— Вы хотите, чтобы мельница заработала и стала делать муку?
— Да, это задача, которую мы хотели бы решить. Раньше на мельнице было пять постов, они делали муку разного сорта. Мы хотим сделать хотя бы один пост. Конечно, работа мельницы не будет нацелена на промышленные масштабы. Но хочется, чтобы все оказалось максимально приближено к историческому формату, выглядело аутентично. Пусть дети посмотрят, как это работало, что значит традиции мельничного ремесла.
Также в здании мельницы планируется разместить экспозицию, посвященную семье Штакеншнейдера. Надо также сказать, что в наших музейных фондах имеется семейный архив Штакеншнейдеров, приобретенный три года назад на аукционе, с уникальными фотографиями XIX века Андрея Ивановича, его супруги и детей, большинство из которых еще не введены в научный оборот.
— То есть здание, в котором сегодня находится музей Андрея Штакеншнейдера, — временное сооружение?
— Да, наши амбициозные планы предусматривают создание внутри мельницы мастерской и выставочного зала ремесленного и прикладного искусства. Идея такая: показать детям полный цикл превращения зерна в хлеб.
— Ваши мероприятия музея Штакеншнейдера уже стали частью событийного туризма в Гатчинском районе?
— В прошлом году мы запустили просветительский проект для детей. К нам приезжают дети Гатчинского района, и мы рассказываем им об истории этой земли, показываем им наш спектакль про детство Штакеншнейдера.
— Недавно вы проводили конференцию, посвященную мельницам…
— Да, есть такая наука, молинология. Она изучает мельницы. В сотрудничестве с русской молинологической ассоциацией из Архангельской области удалось собрать в Мызе-Ивановке больше 20 специалистов по мельницам из Архангельской, Новгородской, Псковской, Самарской, Калининградской, Липецкой областей, Карелии, а также Республики Беларусь. По ее итогу будет разработана карта действующих, реставрируемых и планируемых ветряных и водяных мельниц в нашей стране и ближнем зарубежье.
А еще вместе с коллегами, такими же энтузиастами из других российских регионов, продумываем создание туристического мельничного маршрута России.
Читайте также:
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 106 (7928) от 17.06.2025 под заголовком «Малая родина великого архитектора».




Комментарии