Магия одной ночи

Новый рекорд посещаемости установила петербургская акция «Ночь музеев-2017». Ее посетили 92 тысячи человек, что на 10 тысяч больше, чем год назад. Из них 60 тысяч приобрели единый билет на все 103 культурные точки. Лидерами стали Артиллерийский музей и Ботанический сад, 13 и 10 тысяч зрителей, соответственно.

Магия одной ночи | От стихийного творчества до музейного бума один шаг. <br>ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

От стихийного творчества до музейного бума один шаг.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Организаторы акции - группа петербургских музейщиков-энтузиастов — в равной степени ценят участие как лидеров, так и небольших музеев, которые имеют свою преданную аудиторию.

Им одинаково важно постоянное участие как ветеранов акции, так и новичков, и тех, кто подключается к Ночи с интервалами в год-два.

Как сообщила нашей газете Наталия Яблонская, куратор проекта, общий успех обеспечивается качеством программ-участников. Открытием 2017 года стал Приморский культурный центр, который провел настоящую музейную акцию. Его сотрудники нашли частного коллекционера, который предоставил документы, фотографии, полные комплекты формы военных летчиков с дореволюционных времен, и выставили их в специально задекорированном пространстве.

Порадовал культурный центр Политехнического университета «Марата, 64», который показал проект о Николае Зелинском, изобретателе противогаза, выставку петербургской художницы Гели Писаревой и проект «Три капитана» о трех пропавших экспедициях в Арктику.

Музей Кировского завода, расположенный в ДК Газа, - это образ старого советского музея, который рассказывает о событиях 1917 года. Ночь музеев-2017 выбрала основной тему экологии, но и приветствовала тему 100-летия русской революции.

Хорошо отработала историческая верфь «Полтава», куда многие приезжали специально: понятно, что поездка в Лахту и обратно занимала полночи.

По мнению Яблонской, эталонным участником остается Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Там создается неповторимая атмосфера сада, при этом музыкальные и литературные программы повторяются, чтобы их увидели как можно больше людей. Кроме того, музей придумал правильную систему сеансов для посещения мемориальной квартиры. Обладатель билета берет талончик, где указано время. Такая система позволяет избежать очередей, которые сильно раздражают публику.

Пока не удалось избавиться от долгого ожидания на «Ленфильме», который многих интересует, но музей киностудии имеет небольшое пространство, и очередь выстраивается до станции метро «Горьковская». Организаторы думают над «постучастием» студии. Например, над скидками для обладателей билетов на Ночь музеев для посещения в последующие дни. Может быть, удастся в полной мере задействовать большие съемочные павильоны. Но они потребуют мощной специальной «начинки».

Что Ночь музеев-2018 нам готовит? Организаторы думают над темой, которая не будет привязана ни к юбилеям, ни к официальным «годам». Это может быть - время, чувства и т. д.

Важный вопрос - бюджет праздника, который давно стал общегородским. Ночи музеев помогают многие организации, начиная с полиции. Петербургский метрополитен перевез за ночь 70 тысяч пассажиров, второй результат после Нового года, когда ездят до 100 тысяч. То есть почти все ночные зрители один раз воспользовались подземкой.

Комитет по культуре выделил на проведение акции 7 млн рублей. В начале года были рассмотрены поданные заявки, всего их было 123.

Экспертный совет отобрал 109, из них финансирование получили только 20 лучших проектов, остальные работали над акцией, используя внутренние ресурсы. Общая сумма грантов составила 1,3 млн рублей. Понятно, что возможности бюджета ограничены. Но Ночь музеев давно стала общегородским праздником, чтобы в этом убедиться, достаточно было вечером 20 мая послушать разговоры в автобусе на Невском. Акция заслужила более весомую поддержку, чтобы небольшие гранты могли получить если не все, то хотя бы половина участников акции.

Мы спросили нескольких создателей программ Ночи музеев, как они готовились к акции и для чего люди ходят в музеи. Алексей Аранович создавал программу исторических реконструкций для Артиллерийского музея. Живая история - Древний Рим, Средневековье, Гражданская и Великая Отечественная войны, - которую можно в буквальном смысле примерить на себя, интересует уже второе поколение посетителей Ночи музеев. Школьники, которые видели первые реконструкции, выросли и приводят своих детей. Посмотрев живую историю, они иначе смотрят на богатейшее собрание самого музея, возникает диалог истории и современности. Кроме того, это важное событие для членов военно-исторических клубов - в этом году их было 300 человек. На вопрос, зачем люди ходят в музеи, Аранович отвечает вопросом: как можно не ходить в музеи, живя в Петербурге - городе-музее?

Юрий Калугин из Ботанического сада заметил, что раз в год его академическое учреждение позволяет себе расслабиться, позвать художников с выставками и мастер-классами по рисунку и ткачеству и артистов, которые в этом году проводили «разминку кармы, массаж ауры и посадки на биополе». Всю ночь работали два оранжерейных маршрута - по тропикам и субтропиками, чтобы ожидание в очереди не превышало 20 минут.

По мнению Калугина, растения объединяют всех, они основа окружающей нас среды, фундамент экологической пирамиды, на вершине которой находится хомо сапиенс.

По словам Елены Зилотиной из Музея-квартиры Самойловых, соединить театр и экологию позволили видеозаписи разных постановок балетов «Лебединое озеро» и «Умирающий лебедь» от Мариуса Петипа до Матса Эка. Диадема из костюма Галины Улановой соседствовала с картиной Виктора Тихомирова «Митьки на подмостках Кировского театра». Больше всего публику увлекли мастер-классы для взрослых по танцу маленьких лебедей. Зилотина считает, что в ее музей приходят те, для кого слово «Театр» пишется с большой буквы. Их становится все больше.

Анна Луговая из Музея-квартиры Николая Некрасова видела свою задачу в том, чтобы показать живого поэта - охотника, владельца десяти собак одновременно, театрала, журналиста и профессионального карточного игрока. Его самый крупный выигрыш - 600 тысяч рублей, проигрыш - 83 тысячи. Для справки: аренда квартиры на Литейном, 36, где Некрасов прожил 20 лет, обходилась ему в 5 тысяч рублей в год. Подписка на издававшийся поэтом журнал «Современник» стоила 16 рублей в год.

На вопрос о посещении музеев Луговая ответила афоризмом о связи прошлого и будущего: «Тут твои корни, которые дают крылья».

#ночь #музей

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...