Магия одной ночи

Новый рекорд посещаемости установила петербургская акция «Ночь музеев-2017». Ее посетили 92 тысячи человек, что на 10 тысяч больше, чем год назад. Из них 60 тысяч приобрели единый билет на все 103 культурные точки. Лидерами стали Артиллерийский музей и Ботанический сад, 13 и 10 тысяч зрителей, соответственно.

Магия одной ночи | От стихийного творчества до музейного бума один шаг. <br>ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

От стихийного творчества до музейного бума один шаг.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Организаторы акции - группа петербургских музейщиков-энтузиастов — в равной степени ценят участие как лидеров, так и небольших музеев, которые имеют свою преданную аудиторию.

Им одинаково важно постоянное участие как ветеранов акции, так и новичков, и тех, кто подключается к Ночи с интервалами в год-два.

Как сообщила нашей газете Наталия Яблонская, куратор проекта, общий успех обеспечивается качеством программ-участников. Открытием 2017 года стал Приморский культурный центр, который провел настоящую музейную акцию. Его сотрудники нашли частного коллекционера, который предоставил документы, фотографии, полные комплекты формы военных летчиков с дореволюционных времен, и выставили их в специально задекорированном пространстве.

Порадовал культурный центр Политехнического университета «Марата, 64», который показал проект о Николае Зелинском, изобретателе противогаза, выставку петербургской художницы Гели Писаревой и проект «Три капитана» о трех пропавших экспедициях в Арктику.

Музей Кировского завода, расположенный в ДК Газа, - это образ старого советского музея, который рассказывает о событиях 1917 года. Ночь музеев-2017 выбрала основной тему экологии, но и приветствовала тему 100-летия русской революции.

Хорошо отработала историческая верфь «Полтава», куда многие приезжали специально: понятно, что поездка в Лахту и обратно занимала полночи.

По мнению Яблонской, эталонным участником остается Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Там создается неповторимая атмосфера сада, при этом музыкальные и литературные программы повторяются, чтобы их увидели как можно больше людей. Кроме того, музей придумал правильную систему сеансов для посещения мемориальной квартиры. Обладатель билета берет талончик, где указано время. Такая система позволяет избежать очередей, которые сильно раздражают публику.

Пока не удалось избавиться от долгого ожидания на «Ленфильме», который многих интересует, но музей киностудии имеет небольшое пространство, и очередь выстраивается до станции метро «Горьковская». Организаторы думают над «постучастием» студии. Например, над скидками для обладателей билетов на Ночь музеев для посещения в последующие дни. Может быть, удастся в полной мере задействовать большие съемочные павильоны. Но они потребуют мощной специальной «начинки».

Что Ночь музеев-2018 нам готовит? Организаторы думают над темой, которая не будет привязана ни к юбилеям, ни к официальным «годам». Это может быть - время, чувства и т. д.

Важный вопрос - бюджет праздника, который давно стал общегородским. Ночи музеев помогают многие организации, начиная с полиции. Петербургский метрополитен перевез за ночь 70 тысяч пассажиров, второй результат после Нового года, когда ездят до 100 тысяч. То есть почти все ночные зрители один раз воспользовались подземкой.

Комитет по культуре выделил на проведение акции 7 млн рублей. В начале года были рассмотрены поданные заявки, всего их было 123.

Экспертный совет отобрал 109, из них финансирование получили только 20 лучших проектов, остальные работали над акцией, используя внутренние ресурсы. Общая сумма грантов составила 1,3 млн рублей. Понятно, что возможности бюджета ограничены. Но Ночь музеев давно стала общегородским праздником, чтобы в этом убедиться, достаточно было вечером 20 мая послушать разговоры в автобусе на Невском. Акция заслужила более весомую поддержку, чтобы небольшие гранты могли получить если не все, то хотя бы половина участников акции.

Мы спросили нескольких создателей программ Ночи музеев, как они готовились к акции и для чего люди ходят в музеи. Алексей Аранович создавал программу исторических реконструкций для Артиллерийского музея. Живая история - Древний Рим, Средневековье, Гражданская и Великая Отечественная войны, - которую можно в буквальном смысле примерить на себя, интересует уже второе поколение посетителей Ночи музеев. Школьники, которые видели первые реконструкции, выросли и приводят своих детей. Посмотрев живую историю, они иначе смотрят на богатейшее собрание самого музея, возникает диалог истории и современности. Кроме того, это важное событие для членов военно-исторических клубов - в этом году их было 300 человек. На вопрос, зачем люди ходят в музеи, Аранович отвечает вопросом: как можно не ходить в музеи, живя в Петербурге - городе-музее?

Юрий Калугин из Ботанического сада заметил, что раз в год его академическое учреждение позволяет себе расслабиться, позвать художников с выставками и мастер-классами по рисунку и ткачеству и артистов, которые в этом году проводили «разминку кармы, массаж ауры и посадки на биополе». Всю ночь работали два оранжерейных маршрута - по тропикам и субтропиками, чтобы ожидание в очереди не превышало 20 минут.

По мнению Калугина, растения объединяют всех, они основа окружающей нас среды, фундамент экологической пирамиды, на вершине которой находится хомо сапиенс.

По словам Елены Зилотиной из Музея-квартиры Самойловых, соединить театр и экологию позволили видеозаписи разных постановок балетов «Лебединое озеро» и «Умирающий лебедь» от Мариуса Петипа до Матса Эка. Диадема из костюма Галины Улановой соседствовала с картиной Виктора Тихомирова «Митьки на подмостках Кировского театра». Больше всего публику увлекли мастер-классы для взрослых по танцу маленьких лебедей. Зилотина считает, что в ее музей приходят те, для кого слово «Театр» пишется с большой буквы. Их становится все больше.

Анна Луговая из Музея-квартиры Николая Некрасова видела свою задачу в том, чтобы показать живого поэта - охотника, владельца десяти собак одновременно, театрала, журналиста и профессионального карточного игрока. Его самый крупный выигрыш - 600 тысяч рублей, проигрыш - 83 тысячи. Для справки: аренда квартиры на Литейном, 36, где Некрасов прожил 20 лет, обходилась ему в 5 тысяч рублей в год. Подписка на издававшийся поэтом журнал «Современник» стоила 16 рублей в год.

На вопрос о посещении музеев Луговая ответила афоризмом о связи прошлого и будущего: «Тут твои корни, которые дают крылья».

#ночь #музей

Комментарии