Мадонна рыжего флорентийца

В Аполлоновом зале Зимнего дворца открылась выставка «Мадонна во славе» Россо Фьорентино. К завершению реставрации». Настоящее имя выдающегося итальянского мастера флорентийской школы было другим. Его звали Джованни Баттиста ди Гуаспаре (1494 - 1540). В мастерской Андреа дель Сарто, где он учился вместе с Якопо Понтормо, его называли просто Россо, или Россо Фьорентино, что означает «рыжий флорентиец». Это имя сопутствовало ему всю жизнь.

Мадонна рыжего флорентийца | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Джованни Баттиста принадлежал к первому поколению художников-маньеристов. Это было новое направление в европейском искусстве XVI века, и оно отражало кризис гуманистической культуры Высокого Возрождения. Мастера-маньеристы постепенно разрушили основы Возрождения, отошли от ренессансного гармонического восприятия мира, гуманистической концепции человека как совершенного творения природы. Утверждая трагическую неустойчивость бытия, эфемерность мира и субъективность искусства, они вносили в живопись чрезмерную усложненность, напряженность образов, изощренность форм и линий, мистическую экзальтацию.

Написанная, предположительно, в 1524 - 1525 году, «Мадонна во славе» - один из ярких примеров раннего флорентийского маньеризма в собрании Эрмитажа. У этой картины был прототип - «Мадонна ди Фолиньо» Рафаэля и многочисленные гравюры с нее. Россо взял за образец гравюру, на которой центральная группа дана крупным планом. Сохранив основное в композиции, художник добавил в нее странности и эксцентричности: Мадонна, восседающая на небе, прижимает к себе младенца Христа, но под ее ногами вместо облаков ангелы в разнообразных позах, и сияние исходит от самой Мадонны...

Не все современники готовы были восхищаться шедеврами Россо. Тем не менее в 1530 году переехавший во Францию Россо Фьорентино нашел себе покровителя, благополучие и достойную работу при дворе Франциска I. Король поручил ему вместе с Франческо Приматиччо росписи королевского поместья Фонтенбло. Изысканную и элегантную работу итальянских художников в этом дворце до сих пор называют «школой Фонтенбло».

Художник Россо Фьорентино покончил жизнь самоубийством в 1540 году.

В Эрмитаж «Мадонна во славе» поступила в 1810 году. Картине, написанной на деревянной доске, тогда было около трехсот лет. И с тех пор прошло больше двухсот. Годы и столетия, жуки-точильщики, активные вещества, которыми ее промывали, утраты, потертости, старый лак - все это портило картину.

В 1862 году живопись перевели с дерева на холст. Это тоже было давно. Сейчас появились новые щадящие способы реставрации. Прежде всего - необходимые научно-технические методы исследования: рентген, съемка в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, макро- и микросъемка, на основании которых разрабатывается общая концепция реставрационных мероприятий. Реставрация картины была осуществлена Николаем Владимировичем Малиновским, художником-реставратором высшей категории Лаборатории научной реставрации темперной живописи Эрмитажа.

После удаления старого лака и слоев поздних записей картина совершенно преобразилась. Зеленый цвет превратился в первоначальный голубой, рыжевато-красный - в нежно-розовый. Стали видны лица, локоны, голубые крылья архангелов и венок из плюща на голове одного из путти. Выявились первоначальные контуры всех фигур, проявилась легкость и виртуозность живописных форм, которые еще в XVI веке отмечал Джорджо Вазари в «Жизнеописании Россо».

#«Мадонна во славе» #Россо Фьорентино #реставрация

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.