Главная городская газета

Мадонна рыжего флорентийца

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали юбилейный экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью

«Петербург-2103» как мост в будущее

На выставке, открывшейся в ЦВЗ «Манеж», представленные проекты отвечали на один вопрос: куда движутся архитектура и градостроительная практика Петербурга?

Читать полностью

Дары географов: внутри коллекции РГО в Петербурге

Древние рукописи и русский лубок, одна из первых карт Петербурга, монгольские скульптуры и японские дагерротипы - все это можно увидеть в музее петербургского отделения Русского географического общества. Читать полностью

Застывший образ танца «обыкновенной богини» Улановой

В Петербурге открылась выставка, посвященная памяти Галины Улановой. На вернисаже представлены портреты не только выдающейся примы русского балета, но и других прославленных балерин. Читать полностью

Памяти Дмитрия Хворостовского посвящается

Петербург отдаст дань уважения таланту знаменитого российского баритона. Читать полностью

В Президентской библиотеке прозвучит нежная музыка сильного императора

В Колонном зале библиотеки 27 июня петербуржцы  познакомятся с культурной стороной эпохи российского императора Николая I. Читать полностью
Мадонна рыжего флорентийца | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

В Аполлоновом зале Зимнего дворца открылась выставка «Мадонна во славе» Россо Фьорентино. К завершению реставрации». Настоящее имя выдающегося итальянского мастера флорентийской школы было другим. Его звали Джованни Баттиста ди Гуаспаре (1494 - 1540). В мастерской Андреа дель Сарто, где он учился вместе с Якопо Понтормо, его называли просто Россо, или Россо Фьорентино, что означает «рыжий флорентиец». Это имя сопутствовало ему всю жизнь.

Джованни Баттиста принадлежал к первому поколению художников-маньеристов. Это было новое направление в европейском искусстве XVI века, и оно отражало кризис гуманистической культуры Высокого Возрождения. Мастера-маньеристы постепенно разрушили основы Возрождения, отошли от ренессансного гармонического восприятия мира, гуманистической концепции человека как совершенного творения природы. Утверждая трагическую неустойчивость бытия, эфемерность мира и субъективность искусства, они вносили в живопись чрезмерную усложненность, напряженность образов, изощренность форм и линий, мистическую экзальтацию.

Написанная, предположительно, в 1524 - 1525 году, «Мадонна во славе» - один из ярких примеров раннего флорентийского маньеризма в собрании Эрмитажа. У этой картины был прототип - «Мадонна ди Фолиньо» Рафаэля и многочисленные гравюры с нее. Россо взял за образец гравюру, на которой центральная группа дана крупным планом. Сохранив основное в композиции, художник добавил в нее странности и эксцентричности: Мадонна, восседающая на небе, прижимает к себе младенца Христа, но под ее ногами вместо облаков ангелы в разнообразных позах, и сияние исходит от самой Мадонны...

Не все современники готовы были восхищаться шедеврами Россо. Тем не менее в 1530 году переехавший во Францию Россо Фьорентино нашел себе покровителя, благополучие и достойную работу при дворе Франциска I. Король поручил ему вместе с Франческо Приматиччо росписи королевского поместья Фонтенбло. Изысканную и элегантную работу итальянских художников в этом дворце до сих пор называют «школой Фонтенбло».

Художник Россо Фьорентино покончил жизнь самоубийством в 1540 году.

В Эрмитаж «Мадонна во славе» поступила в 1810 году. Картине, написанной на деревянной доске, тогда было около трехсот лет. И с тех пор прошло больше двухсот. Годы и столетия, жуки-точильщики, активные вещества, которыми ее промывали, утраты, потертости, старый лак - все это портило картину.

В 1862 году живопись перевели с дерева на холст. Это тоже было давно. Сейчас появились новые щадящие способы реставрации. Прежде всего - необходимые научно-технические методы исследования: рентген, съемка в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, макро- и микросъемка, на основании которых разрабатывается общая концепция реставрационных мероприятий. Реставрация картины была осуществлена Николаем Владимировичем Малиновским, художником-реставратором высшей категории Лаборатории научной реставрации темперной живописи Эрмитажа.

После удаления старого лака и слоев поздних записей картина совершенно преобразилась. Зеленый цвет превратился в первоначальный голубой, рыжевато-красный - в нежно-розовый. Стали видны лица, локоны, голубые крылья архангелов и венок из плюща на голове одного из путти. Выявились первоначальные контуры всех фигур, проявилась легкость и виртуозность живописных форм, которые еще в XVI веке отмечал Джорджо Вазари в «Жизнеописании Россо».

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook