Мадонна рыжего флорентийца

В Аполлоновом зале Зимнего дворца открылась выставка «Мадонна во славе» Россо Фьорентино. К завершению реставрации». Настоящее имя выдающегося итальянского мастера флорентийской школы было другим. Его звали Джованни Баттиста ди Гуаспаре (1494 - 1540). В мастерской Андреа дель Сарто, где он учился вместе с Якопо Понтормо, его называли просто Россо, или Россо Фьорентино, что означает «рыжий флорентиец». Это имя сопутствовало ему всю жизнь.

Мадонна рыжего флорентийца | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Джованни Баттиста принадлежал к первому поколению художников-маньеристов. Это было новое направление в европейском искусстве XVI века, и оно отражало кризис гуманистической культуры Высокого Возрождения. Мастера-маньеристы постепенно разрушили основы Возрождения, отошли от ренессансного гармонического восприятия мира, гуманистической концепции человека как совершенного творения природы. Утверждая трагическую неустойчивость бытия, эфемерность мира и субъективность искусства, они вносили в живопись чрезмерную усложненность, напряженность образов, изощренность форм и линий, мистическую экзальтацию.

Написанная, предположительно, в 1524 - 1525 году, «Мадонна во славе» - один из ярких примеров раннего флорентийского маньеризма в собрании Эрмитажа. У этой картины был прототип - «Мадонна ди Фолиньо» Рафаэля и многочисленные гравюры с нее. Россо взял за образец гравюру, на которой центральная группа дана крупным планом. Сохранив основное в композиции, художник добавил в нее странности и эксцентричности: Мадонна, восседающая на небе, прижимает к себе младенца Христа, но под ее ногами вместо облаков ангелы в разнообразных позах, и сияние исходит от самой Мадонны...

Не все современники готовы были восхищаться шедеврами Россо. Тем не менее в 1530 году переехавший во Францию Россо Фьорентино нашел себе покровителя, благополучие и достойную работу при дворе Франциска I. Король поручил ему вместе с Франческо Приматиччо росписи королевского поместья Фонтенбло. Изысканную и элегантную работу итальянских художников в этом дворце до сих пор называют «школой Фонтенбло».

Художник Россо Фьорентино покончил жизнь самоубийством в 1540 году.

В Эрмитаж «Мадонна во славе» поступила в 1810 году. Картине, написанной на деревянной доске, тогда было около трехсот лет. И с тех пор прошло больше двухсот. Годы и столетия, жуки-точильщики, активные вещества, которыми ее промывали, утраты, потертости, старый лак - все это портило картину.

В 1862 году живопись перевели с дерева на холст. Это тоже было давно. Сейчас появились новые щадящие способы реставрации. Прежде всего - необходимые научно-технические методы исследования: рентген, съемка в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, макро- и микросъемка, на основании которых разрабатывается общая концепция реставрационных мероприятий. Реставрация картины была осуществлена Николаем Владимировичем Малиновским, художником-реставратором высшей категории Лаборатории научной реставрации темперной живописи Эрмитажа.

После удаления старого лака и слоев поздних записей картина совершенно преобразилась. Зеленый цвет превратился в первоначальный голубой, рыжевато-красный - в нежно-розовый. Стали видны лица, локоны, голубые крылья архангелов и венок из плюща на голове одного из путти. Выявились первоначальные контуры всех фигур, проявилась легкость и виртуозность живописных форм, которые еще в XVI веке отмечал Джорджо Вазари в «Жизнеописании Россо».

#«Мадонна во славе» #Россо Фьорентино #реставрация

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?