Мадонна из Бергамо

В Пикетном зале Зимнего дворца Эрмитаж открыл выставку «Лоренцо Лотто. Мадонна на троне со святыми Екатериной, Августином, Себастьяном, Антонием, Аббатом и Иоанном Крестителем из церкви Санто Спирито в Бергамо».

Мадонна из Бергамо | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Венецианский живописец Лоренцо Лотто, по характеру не склонный к компромиссам, провел беспокойную жизнь. Он путешествовал по Италии в поисках заказчиков, способных оценить его работы. После короткого периода успеха художник бедствовал, был надолго забыт и открыт для мира только в конце XIX века. Интерес к творчеству Лотто в последние десятилетия привел к тому, что его имя встало в один ряд с прославленными мастерами Ренессанса – Рафаэлем, Корреджо, Тицианом.

Эрмитаж не в первый раз представляет публике выдающиеся произведения этого мастера. В 2002 году музей демонстрировал «Отдых на пути в Египет со св. Екатериной» из собрания Академии Каррара в Бергамо, а пятью годами позже показал «Мадонну делле грацие» из своей коллекции.

И вот новая встреча. Композиция, представленная в Пикетном зале, написана Лоренцо Лотто в Бергамо в самые благополучные тринадцать лет его жизни. Заказчиком был торговец шерстяными тканями Бальсарино Анджелини, купивший для себя и братьев капеллу в церкви Санто Спирито. Лоренцо Лотто взялся исполнить для нее алтарную картину.

Сюжет композиции связан с пожеланиями заказчика и с церковью, для которой она предназначена.

У Лотто никогда не было чего-либо случайного в его произведениях. Все святые, которые представлены на этой картине, связаны с местом, где находится церковь Санто Спирито.

Кроме главного экспоната в состав выставки вошли несколько произведений из коллекции Эрмитажа – «Портрет супругов», написанный Лотто, и предметы декоративно-прикладного искусства, аналогичные тем, что изображены на картине из церкви Санто Спирито.

Куратор выставки ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Ирина Артемьева рассказала для читателей нашей газеты, как готовилась выставка.

– У Эрмитажа с Италией тесные связи. Не случайно в Венеции открыт центр «Эрмитаж – Италия». В данном случае благодаря договоренности с властями города Бергамо нам удалось получить монументальную работу Лоренцо Лотто в обмен на три картины Джакомо Пальмы-старшего. Мы их предоставили на монографическую выставку известного венецианского художника, которая только что открылась в Бергамо. Пока картины Пальмы-старшего будут находиться в Бергамо, у нас останется алтарная композиция Лоренцо Лотто.

Произведения такого рода, как правило, вообще никуда не выезжают. Мы получили его по специальному разрешению епархии Бергамо. Как многие алтарные картины Лотто, оно находится в месте, для которого создавалось. Церковь на время лишена одного из главных шедевров.

Каждая деталь композиции Лотто имеет смысл. Поэтому мы решили расширить выставку, дополнив ее предметами, которые были перед глазами художника, когда он создавал эту картину.

В первую очередь речь идет о венецианских тканях. Этот бархат, спадающий с трона Мадонны, роскошное облачение святого Августина... Ковер, который украшает трон Мадонны, довольно частая деталь не только в картинах Лотто, но и других художников.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 054 (5427) от 30.03.2015.


Комментарии