Мадонна из базальта. В Музее городской скульптуры открылась выставка «Истовая / Неистовая»
Выставка (12+) посвящена отражению христианской жизни некоторых стран юго-восточной части Африки в произведениях современных художников континента. Представлено более 40 произведений 12 авторов как из частных коллекций, так и находящиеся в собственности художников.
ФОТО АВТОРА
Этот необычный проект придуман Яниной Дубейковской, философом и общественным деятелем, которая четыре года прожила в Замбии, занималась развитием российско-африканских культурных связей. Теперь продолжает ездить в эту страну с благотворительными программами.
Как рассказала Дубейковская «Санкт-Петербургским ведомостям», название выставки «Истовая / Неистовая» отражает важные черты африканской культуры. Притом что живы архаические ритуалы и институт вождей, люди по воскресеньям ходят в христианские церкви. Храмы стали не только местом для молитвы, но и библиотеками, театрами, клубами по интересам. Это такое место, где жизнь выглядит иначе, чем в достаточно суровой действительности. Истовая вера становится основой выживания. В то же время яркие эмоциональные неистовые богослужения больше напоминают рок-концерты. Кстати, именно об этом рассказывает представленная серия фотографий Франсиса Калондейи «Вера».
Особое место на выставке занимает серия объектов замбийской художницы Каламы Мсау — «Тайная Вечеря», «Троица», «Распятие», созданная с помощью больших деревянных ложек. Куратор поясняет: ложка имеет сакральный смысл, это кормилица, духовная и физическая. Африканцы всегда носят ложку с собой как ритуальный предмет и оберег.
Художник Муленга Мубангу интерпретирует «Тайную Вечерю» более традиционно, он изображает за столом тринадцать темнокожих персонажей. Скульптор Боэт Ньярири из Зимбабве работает с традиционным африканским материалом — черным базальтом. В фигуре «Мадонна с младенцем» умело сочетаются традиционная иконография и африканская изобразительность.
Трое участников выставки африканского происхождения постоянно живут в Петербурге. Выпускник Академии художеств Ацбеха Тесфае представил портрет жены, который он назвал «Надежда. Эфиопка по мужу». Фофа Рабиариверо родился на Мадагаскаре, в свое время окончил Мухинское училище. Он показывает две иконы и две яркие абстрактные картины. Марина Икоку — художница нигерийского происхождения, выпускница Академии им. А. Штиглица — представила картину на новозаветный сюжет «Рыбалка Апостолов». В Академии художеств учится Зелеке Абебау из Эфиопии, он участвовал в нескольких пленэрах, в том числе в Старой Ладоге, о котором наша газета рассказывала. В данном проекте он показывает картину на тему молитвы.
Выставку дополняют произведения африканского ювелирного и декоративного искусства на христианские темы и коллаж женской замбийской группы Kalingalingaart. Если внимательно всмотреться в пеструю ткань, то можно прочитать: «Бог превыше всего».
Выставка работает по 14 февраля, по субботам сопровождается лекционной программой.
Читайте также:
В Николаевском зале Эрмитажа открылась выставка «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих»
В Николаевском зале Эрмитажа открылась выставка «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 10 (7832) от 23.01.2025 под заголовком «Мадонна из базальта».
Комментарии