Люди искусства тянутся друг к другу

Поводом для встречи с Иваром Калнышем — рижским киноактером, чьи роли в фильмах разных студий страны наверняка запомнились и петербуржцам, — послужил фестиваль «Балтийская жемчужина». Точнее, даже на сам фестиваль, а те нападки, которые обрушил на его организаторов ряд влиятельных изданий Латвии. О характере «критики» можно судить хотя бы по такому вот пассажу из газеты «Диена»: «После церемонии открытия «Балтийской жемчужины», отдающей шовинизмом и халтурной ностальгией, только наивный может спросить, что же связывает этот фестиваль с кино. Или же какая связь президента фестиваля Ивара Калныньшева с этим мероприятием!..» Далеко не самая злобная по сравнению с другими опусами статья называлась тоже применительно – «Яд ностальгии».
За причастность К «шовинистическому мероприятию» досталось и председателю жюри Вие Артмане, и актрисам Мирдзе Мартинсоне и Лилите Озолиня, приглашенным на фестиваль в качестве «звезд». Поэтому, направляясь на рандеву с Иваром Калныньшем, заготовил даже несколько ободряющих фраз, не будучи уверен, впрочем, что актеру понравится их услышать из уст русского журналиста. Но слов сочувствия не потребовалось. Как выяснилось, подобно многим сыгранным им киногepoям, он стойко переносит жизненные сложности.
Разговор с Иваром Калныньшем состоялся в фойе Латвийского художественного театра, в перерыве между репетициями: не за горами начало нового театрального сезона, а значит, и много работы… Не мудрствуя лукаво, я повторил вопрос из «Диены»: какова все же связь президента «Балтийской жемчужины» Калныньша с этим мероприятием?

Люди искусства тянутся друг к другу |

— Ни с «Арт-контрактом», ни с другими учредителями фестиваля я в юридических отношениях не состою. Пока во всяком случае. Ведь это была, правильнее сказать, лишь проба создать фестиваль. Разумеется, моя роль как президента фестиваля больше презентативная, нежели организаторская…

— Согласны ли вы с той критикой, которая прозвучала в прессе в адрес организаторов «Балтийской жемчужины?

— Сo многим, как вы понимаете, я согласиться не могу, но за конструктивные замечания, вообще за внимание, проявленное к «Балтийской жемчужине», я благодарен.

— Не кажется ли вам, что «Балтийская жемчужина» даже организована «с иголочки», пусть российских кинозвезд приехало бы намного меньше и российских фильмов было бы не больше, чем латвийских, но уже одного того, что с латвийской стороны одним из учредителей фестиваля стала русская газета «СМ-сегодня», достаточно, чтобы фестиваль был встрепан в штыки и провалился?

Вы вероятно. Сейчас действительно в моде хаять все русское. Да и слишком много намешано во все политической конъюнктуры. Я лично стараюсь держаться от политики подальше. Ею должны занимался политики, и дай Бог им на это ума и здоровья. Я бы не хотел быть в их шкуре. Слишком уж много вокруг искусственных страстей, неудовлетворенных амбиций. Ощущение, будто некоторые политики сами создают себе проблемы: так и прыгают на горячую сковородку.

Если мы, я имею в виду латышей и русских, будем продолжать выяснять отношения по принципу «око за око, зуб за зуб», мы ни к чему не придем. По идее, у меня могли бы быть все основания поддерживать призывы наших радикалов к исторической мести: родной дядя в свое время 12 лет (ни за что!) отсидел в Воркуте, а первая жена — латышка родилась в Дудинке (ее родители были высланы из Латвии в 1941 году). Но они не переносят свою обиду да весь народ, им чужда ненависть, так с какой же стати ненавидеть мне? Хотя и забывать об этом тоже нельзя. Однако, подходящее ли сейчас время сводить счеты?

Приходится лишь сожалеть, что до сегодняшнего дня не заключен латвийско-российский договор о культурном сотрудничестве, который нашим народам-соседям необходим. Но кроме официальной есть еще народная дипломатия, и люди искусства тянутся друг к другу. В этом смысле можно говорить о «Балтийской жемчужине» как о примере именно такой дипломатии. И потом, не все так уж было плохо в нашем общем прошлом, было много и хорошего. И это хорошее надо постараться сберечь. Да и что-нибудь еще сделать вместе во благо людей, культуры.

— Я был на нескольких мероприятиях фестиваля — ностальгический дух действительно витал там. Когда в президиуме пресс-конференции сидели в ряд Вия Артмане и Лидия Федосеева-Шукшина, Олег Янковский и Донатас Банионис, Евгений Жариков и Лембит Ульфсак, это невольно воспринималось как сцена из теперь уже далекого прошлого. Не секрет, что актеры из небольших прибалтийских республик во многом обязаны своей популярностью тому, что фильмы с их участием «крутили» на «одной шестой части суши». Не жалко лишиться такой широкой и по мнению многих, исключительно восприимчивой и благодарной аудитории?

— Мне, считаю, повезло, что моя карьера началась именно тогда. То время, вы совершенно правы, дало мне такую огромную аудиторию зрителей. В этом и заключается преимущество больших стран и больших народов: уж коль скоро ты становишься кумиром таких широких масс, значит, с тобой все в порядке и есть все основания продолжать в том же духе.

Сейчас в Европе прослеживается четкая тенденция творческого партнерства. Там часто снимаются фильмы совместного производства: франко-итальянские, итало-испанские, польско-германские. Латвийский кинематограф сейчас тоже пытается выйти из кризиса путем «выгодных браков» — получится ли из этого что-то путное, покажет время. Но я бы не хотел сегодня начинать свою актерскую карьеру, а, вполне вероятно, занялся бы чем-нибудь другим. Увы, интерес к кино и театру перестал быть массовым. Люди озабочены другими проблемами: найти работу, прокормить семью, а то и попросту выжить. До искусства ли сегодня?

Кстати говоря, из-за того что прежняя система проката разрушена, а новая не сложилась, значительную часть своих зрителей потеряло и российское кино.

Насколько я осведомлен, наши гро6пемы похожи. Самые лучшие актеры вынуждены компенсировать свою творческую невостребованность участием в различных презентациях, рекламных роликах и прочих мероприятиях. Или сниматься в откровенно плохих, зато кассовых фильмах. Лично я не считаю унизительным сняться в хорошей рекламе. Ведь профессионально сделанная реклама сродни искусству. К счастью, у меня хватает работы в театре, чтобы не соглашаться на все что попало. А в некоторых рекламных роликах я участвую с большим удовольствием. Хорошо себя чувствую и в качестве ведущего популярной в Латвии телеигры «Курьер».

В последних удачных фильмах Рижской киностудии «Дитя человеческое» и «Рождественский переполох» для меня не было ролей, но я искренне рад успеху своих коллег. Меня по-прежнему приглашают российские режиссеры. Коммерческое кино меня не раздражает, оно имеет право на существование. Будем считать это относительной нормой в течение переходного периода от государственного кинематографа к лродюссерскому. Однако мне кажется, что настоящий актер, независимо от национальности, не должен сниматься в заведомо слабых фильмах. К сожалению, были и у меня такие картины. Они составляют примерно треть моей кинопродукции.

Нет более «опекунов» в лице чиновников и партии, но нет и поддержки: нашел деньги — снимай на здоровье. Деньги, как правило, находятся редко. То есть государственная цензура уступила место экономической, а это иногда страшнее.

— Несмотря на то, что кинематограф переживает трудные времена, ваше сотрудничество с российским кино, коллегами из других союзных республик продолжается?

— Россия не стала дня меня заграницей. Нет, в принципе, я понимаю: формальность есть формальность. Но ведь в душе границ не построишь. Как иностранца никто из «союзных» коллег меня не воспринимает, мы чаще шутим на эту тему. Что тут поделаешь, актерское братство — категория особая, у него свои правила.

Может, это прозвучит даже и несколько парадоксально, но по-моему, мы только сейчас по-настоящему оценили нашу дружбу. А друзей-актеров у меня очень много. Да и вне актерской среды полно приятелей и людей, с которыми мне просто интересно общаться.

— Сегодня в Латвии можно нередко прочесть или услышать рассуждение о несовместимости латышского и русского менталитетов, а если брать шире, то западного образа мышления и азиатско-«совкового»…

— Все съемочные группы, в составе которых мне доводилось участвовать, были многонациональны. И я прекрасно себя чувствовал. Вы думаете, раз я латыш, значит, непременно должен быть закоренелым националистом? Ничего подобного. Я вообще категорически против какой бы то ни было унификации мнений, личностей, идеологий.

В русской же ментальности меня привлекают непосредственность, чувственность, широта души, талант. Ведь русские вообще очень талантливый народ, это известно всем. Только многие в силу политической конъюнктуры предпочитают этого не замечать. Лично во мне русская культура живет как вторая натура.

Юрий ЧЕРНЯВСКИЙ, Наш собкор г. Рига


Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 170 (847) от 7.09.1994 года.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?