Главная городская газета

Люди искусства тянутся друг к другу

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью

«Петербург-2103» как мост в будущее

На выставке, открывшейся в ЦВЗ «Манеж», представленные проекты отвечали на один вопрос: куда движутся архитектура и градостроительная практика Петербурга?

Читать полностью

Дары географов: внутри коллекции РГО в Петербурге

Древние рукописи и русский лубок, одна из первых карт Петербурга, монгольские скульптуры и японские дагерротипы - все это можно увидеть в музее петербургского отделения Русского географического общества. Читать полностью

Застывший образ танца «обыкновенной богини» Улановой

В Петербурге открылась выставка, посвященная памяти Галины Улановой. На вернисаже представлены портреты не только выдающейся примы русского балета, но и других прославленных балерин. Читать полностью
Люди искусства тянутся друг к другу |

Поводом для встречи с Иваром Калнышем — рижским киноактером, чьи роли в фильмах разных студий страны наверняка запомнились и петербуржцам, — послужил фестиваль «Балтийская жемчужина». Точнее, даже на сам фестиваль, а те нападки, которые обрушил на его организаторов ряд влиятельных изданий Латвии. О характере «критики» можно судить хотя бы по такому вот пассажу из газеты «Диена»: «После церемонии открытия «Балтийской жемчужины», отдающей шовинизмом и халтурной ностальгией, только наивный может спросить, что же связывает этот фестиваль с кино. Или же какая связь президента фестиваля Ивара Калныньшева с этим мероприятием!..» Далеко не самая злобная по сравнению с другими опусами статья называлась тоже применительно – «Яд ностальгии».
За причастность К «шовинистическому мероприятию» досталось и председателю жюри Вие Артмане, и актрисам Мирдзе Мартинсоне и Лилите Озолиня, приглашенным на фестиваль в качестве «звезд». Поэтому, направляясь на рандеву с Иваром Калныньшем, заготовил даже несколько ободряющих фраз, не будучи уверен, впрочем, что актеру понравится их услышать из уст русского журналиста. Но слов сочувствия не потребовалось. Как выяснилось, подобно многим сыгранным им киногepoям, он стойко переносит жизненные сложности.
Разговор с Иваром Калныньшем состоялся в фойе Латвийского художественного театра, в перерыве между репетициями: не за горами начало нового театрального сезона, а значит, и много работы… Не мудрствуя лукаво, я повторил вопрос из «Диены»: какова все же связь президента «Балтийской жемчужины» Калныньша с этим мероприятием?

— Ни с «Арт-контрактом», ни с другими учредителями фестиваля я в юридических отношениях не состою. Пока во всяком случае. Ведь это была, правильнее сказать, лишь проба создать фестиваль. Разумеется, моя роль как президента фестиваля больше презентативная, нежели организаторская…

— Согласны ли вы с той критикой, которая прозвучала в прессе в адрес организаторов «Балтийской жемчужины?

— Сo многим, как вы понимаете, я согласиться не могу, но за конструктивные замечания, вообще за внимание, проявленное к «Балтийской жемчужине», я благодарен.

— Не кажется ли вам, что «Балтийская жемчужина» даже организована «с иголочки», пусть российских кинозвезд приехало бы намного меньше и российских фильмов было бы не больше, чем латвийских, но уже одного того, что с латвийской стороны одним из учредителей фестиваля стала русская газета «СМ-сегодня», достаточно, чтобы фестиваль был встрепан в штыки и провалился?

Вы вероятно. Сейчас действительно в моде хаять все русское. Да и слишком много намешано во все политической конъюнктуры. Я лично стараюсь держаться от политики подальше. Ею должны занимался политики, и дай Бог им на это ума и здоровья. Я бы не хотел быть в их шкуре. Слишком уж много вокруг искусственных страстей, неудовлетворенных амбиций. Ощущение, будто некоторые политики сами создают себе проблемы: так и прыгают на горячую сковородку.

Если мы, я имею в виду латышей и русских, будем продолжать выяснять отношения по принципу «око за око, зуб за зуб», мы ни к чему не придем. По идее, у меня могли бы быть все основания поддерживать призывы наших радикалов к исторической мести: родной дядя в свое время 12 лет (ни за что!) отсидел в Воркуте, а первая жена — латышка родилась в Дудинке (ее родители были высланы из Латвии в 1941 году). Но они не переносят свою обиду да весь народ, им чужда ненависть, так с какой же стати ненавидеть мне? Хотя и забывать об этом тоже нельзя. Однако, подходящее ли сейчас время сводить счеты?

Приходится лишь сожалеть, что до сегодняшнего дня не заключен латвийско-российский договор о культурном сотрудничестве, который нашим народам-соседям необходим. Но кроме официальной есть еще народная дипломатия, и люди искусства тянутся друг к другу. В этом смысле можно говорить о «Балтийской жемчужине» как о примере именно такой дипломатии. И потом, не все так уж было плохо в нашем общем прошлом, было много и хорошего. И это хорошее надо постараться сберечь. Да и что-нибудь еще сделать вместе во благо людей, культуры.

— Я был на нескольких мероприятиях фестиваля — ностальгический дух действительно витал там. Когда в президиуме пресс-конференции сидели в ряд Вия Артмане и Лидия Федосеева-Шукшина, Олег Янковский и Донатас Банионис, Евгений Жариков и Лембит Ульфсак, это невольно воспринималось как сцена из теперь уже далекого прошлого. Не секрет, что актеры из небольших прибалтийских республик во многом обязаны своей популярностью тому, что фильмы с их участием «крутили» на «одной шестой части суши». Не жалко лишиться такой широкой и по мнению многих, исключительно восприимчивой и благодарной аудитории?

— Мне, считаю, повезло, что моя карьера началась именно тогда. То время, вы совершенно правы, дало мне такую огромную аудиторию зрителей. В этом и заключается преимущество больших стран и больших народов: уж коль скоро ты становишься кумиром таких широких масс, значит, с тобой все в порядке и есть все основания продолжать в том же духе.

Сейчас в Европе прослеживается четкая тенденция творческого партнерства. Там часто снимаются фильмы совместного производства: франко-итальянские, итало-испанские, польско-германские. Латвийский кинематограф сейчас тоже пытается выйти из кризиса путем «выгодных браков» — получится ли из этого что-то путное, покажет время. Но я бы не хотел сегодня начинать свою актерскую карьеру, а, вполне вероятно, занялся бы чем-нибудь другим. Увы, интерес к кино и театру перестал быть массовым. Люди озабочены другими проблемами: найти работу, прокормить семью, а то и попросту выжить. До искусства ли сегодня?

Кстати говоря, из-за того что прежняя система проката разрушена, а новая не сложилась, значительную часть своих зрителей потеряло и российское кино.

Насколько я осведомлен, наши гро6пемы похожи. Самые лучшие актеры вынуждены компенсировать свою творческую невостребованность участием в различных презентациях, рекламных роликах и прочих мероприятиях. Или сниматься в откровенно плохих, зато кассовых фильмах. Лично я не считаю унизительным сняться в хорошей рекламе. Ведь профессионально сделанная реклама сродни искусству. К счастью, у меня хватает работы в театре, чтобы не соглашаться на все что попало. А в некоторых рекламных роликах я участвую с большим удовольствием. Хорошо себя чувствую и в качестве ведущего популярной в Латвии телеигры «Курьер».

В последних удачных фильмах Рижской киностудии «Дитя человеческое» и «Рождественский переполох» для меня не было ролей, но я искренне рад успеху своих коллег. Меня по-прежнему приглашают российские режиссеры. Коммерческое кино меня не раздражает, оно имеет право на существование. Будем считать это относительной нормой в течение переходного периода от государственного кинематографа к лродюссерскому. Однако мне кажется, что настоящий актер, независимо от национальности, не должен сниматься в заведомо слабых фильмах. К сожалению, были и у меня такие картины. Они составляют примерно треть моей кинопродукции.

Нет более «опекунов» в лице чиновников и партии, но нет и поддержки: нашел деньги — снимай на здоровье. Деньги, как правило, находятся редко. То есть государственная цензура уступила место экономической, а это иногда страшнее.

— Несмотря на то, что кинематограф переживает трудные времена, ваше сотрудничество с российским кино, коллегами из других союзных республик продолжается?

— Россия не стала дня меня заграницей. Нет, в принципе, я понимаю: формальность есть формальность. Но ведь в душе границ не построишь. Как иностранца никто из «союзных» коллег меня не воспринимает, мы чаще шутим на эту тему. Что тут поделаешь, актерское братство — категория особая, у него свои правила.

Может, это прозвучит даже и несколько парадоксально, но по-моему, мы только сейчас по-настоящему оценили нашу дружбу. А друзей-актеров у меня очень много. Да и вне актерской среды полно приятелей и людей, с которыми мне просто интересно общаться.

— Сегодня в Латвии можно нередко прочесть или услышать рассуждение о несовместимости латышского и русского менталитетов, а если брать шире, то западного образа мышления и азиатско-«совкового»…

— Все съемочные группы, в составе которых мне доводилось участвовать, были многонациональны. И я прекрасно себя чувствовал. Вы думаете, раз я латыш, значит, непременно должен быть закоренелым националистом? Ничего подобного. Я вообще категорически против какой бы то ни было унификации мнений, личностей, идеологий.

В русской же ментальности меня привлекают непосредственность, чувственность, широта души, талант. Ведь русские вообще очень талантливый народ, это известно всем. Только многие в силу политической конъюнктуры предпочитают этого не замечать. Лично во мне русская культура живет как вторая натура.

Юрий ЧЕРНЯВСКИЙ, Наш собкор г. Рига


Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 170 (847) от 7.09.1994 года.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook