Люди и муравьи. На фестивале Context выступил Национальный балет Канады
В рамках международного фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva, cозданного и возглавляемого выдающейся петербургской балериной, состоялись гастроли Национального балета Канады.
«Возникновение». Артисты национального балета Канады. ФОТО Каролины КУРАС предоставлено пресс-службой фестиваля
Для гастролей в России художественный руководитель труппы знаменитая балерина Карен Кейн выбрала работы трех хореографов - Кристал Пайн, Джастина Пека и Гийома Коте. Они наиболее ярко отражают сегодня творческие поиски коллектива в области современной хореографии, показывая одновременно возможности танцовщиков.
Вечер открылся одноактным балетом Гийома Коте на музыку Филипа Гласса «Бытие и ничто», поставленным по одноименному трактату французского писателя Жан-Поля Сартра, где обосновывается неспособность разума справиться с враждебностью бытия. Имя Гийома Коте знакомо петербуржцам: в 2011 году он был участником известного в те годы проекта «Короли танца», где показал себя талантливым танцовщиком и незаурядным композитором, сочинив музыку для ряда номеров.
...Сцена представляет собою коммунальную квартиру, условно разделенную на четыре части: спальня, где любовным утехам предаются юноша и девушка (Кэтрин Хозье и Феликс Паке); дверь, открывающая путь в темный коридор, где пара квартирантов разыгрывают между собой любовные шарады (Челси Мейсс и Джек Бертиншоу); в гостиной, устланной цветным ковром, супружеская пара (Хизер Огден и Брендан Сэй) выясняет отношения. И, наконец, раковина-умывальник, где безуспешно пытается побриться мечущийся среди обитателей жилья афроамериканец (Сифесиле Новембер). Вся сцена освещается единственной лампочкой без абажура, висящей на шнуре в центре потолка.
Главная героиня балета - Женщина (Грета Ходжкинсон), обуреваемая неразделенной страстью. Ее вариация, великолепно исполненная танцовщицей, - воплощение отчаяния, тоски, безнадежности. Герои балета постоянно окружены толпой - одиннадцатью мужчинами в черных костюмах-униформах. Они подслушивают, подсматривают, сплетничают, разрушая едва наметившиеся искренние человеческие связи.
В финале Женщина мечется между былым возлюбленным, голос которого она слышит по телефону, и новым избранником (Бен Рудизин). Бессильная сделать окончательный выбор, Женщина снова остается одна, и над ней, как и в прологе, зажигается лампочка без абажура.
Джастин Пек, танцовщик и хореограф «Нью-Йорк сити балета», создал жизнерадостный этюд-воспоминание о своей молодости, проведенной в Калифорнии. Paz de la Jolla («Танец радости») на музыку Богуслава Мартину исполнен юношеского задора, оптимизма, необоримой веры в жизнь и любовь.
Техническим мастерством порадовали солисты Челси Мейсс, Хана Фишер и Харрисон Джеймс. Но, при всей попытке создать что-то новое, балет оставил впечатление вторичности, чего-то уже виденного. Нет сомнений, Джастин Пек находится под влиянием творческой манеры Алексея Ратманского, создавшего в 2008 году на сцене «Нью-Йорк сити балета» свой Concerto DSCH, посвященный памяти Дмитрия Шостаковича (позже балет был перенесен на сцену Мариинского театра). Очевидно сходство стилистической манеры, хореографического решения, структурного построения сцен.
Кристал Пайт считается одним из ведущих хореографов Канады, яркой представительницей школы современного танца. Ее балету на музыку Оуэна Белтона «Возникновение» можно было бы дать подзаголовок «На заре человечества»: сквозь плотную скорлупу огромного яйца проклевывается, а затем появляется слабое существо, руки которого еще напоминают крылья. Постепенно аморфная масса обретает человеческие формы. И здесь хореограф делает резкий смысловой поворот: она представляет развитие человечества как эволюцию социальной организации у насекомых. Сцена, напоминающая ярко освещенный подземный улей, заполняется роем танцовщиков, их тела в танце создают причудливые формы, узоры, переплетения, которые, с точки зрения хореографа, едины для мира насекомых и человека. У насекомых есть враги - это птицы-фламинго с их острыми клювами, безжалостно вторгающиеся в жизнь ульев. Идет борьба за выживание. Хореограф великолепно владеет созданием массовых сцен, безупречных по своей ритмопластике и выразительности. Спектакль исполнен эмоционального напряжения, психологической убедительности.
Национальный балет Канады показал свое умение создавать репертуар из сочинений разных хореографов, весьма отличающихся по философской мысли, пластическому решению и эмоциональному воздействию на зрителя.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (6308) от 25.10.2018 под заголовком «Люди и муравьи».
Комментарии