Любой балет мне доставляет радость

Солистка Мариинского театра Рената Шакирова стала известна широкой публике после того, как в паре с Кимином Кимом победила в телепроекте «Большой балет». Сейчас недавняя выпускница Вагановской академии продолжает покорять зрительские сердца в Мариинском театре, где танцует ведущие партии классического и современного репертуара. В начале нового сезона Рената ШАКИРОВА призналась нашему корреспонденту, что в каждодневном труде балерина обретает счастье.

Любой балет мне доставляет радость | ФОТО Наташи РАЗИНОЙ

ФОТО Наташи РАЗИНОЙ

- Рената, как пролегал ваш творческий путь из Ташкента в Петербург?

- Я родилась в Ташкенте, но жила там до четырех лет. Потом родители решили переехать в Россию, и мы перебрались в Башкирию, в маленький город Стерлитамак. Я поступила в ансамбль «Солнышко» и с четырех лет занималась башкирскими танцами. С этого момента началась моя любовь к танцам. Мама работала учителем и однажды взяла меня на выпускной, и я там четыре часа подряд плясала и не могла остановиться. А когда по телевизору увидела «Лебединое озеро» и поняла, что это совсем другая пластика, мне тоже захотелось такое попробовать. Мама стала искать возможность переехать в Москву или Петербург. В то время в Москве не было интерната, и мы выбрали Петербург - столицу балета.

- Что давалось тяжелее всего? Постоянное стремление доказывать, что ты лучший, изматывает.

- Наш класс отличался - мы с малых лет были дружны. Все педагоги говорили, что это удивительно. Конечно, в балетном классе есть конкуренция, например, я вижу, что девочка выше поднимает ногу, и тоже так хочу. Но это правильная конкуренция, помогающая тебе ставить планку и постепенно ее достигать. Все время делать шаг вперед. А в личной жизни и в общении надо быть открытым человеком, искренним. Бывали какие-то мелкие пакости, ревность. Но в серьезную вражду это не перерастало. Мне было трудно, потому что у меня не было стольких природных данных - у девочек была выворотность и стопы, подходящие для балета, а у меня ничего такого не было. Я помню, с каким трудом в первом классе мне давались первая, вторая и пятая позиции, у меня всегда заворачивались ноги. Я старалась, приходилось заниматься больше, чем другим. Но через год за счет трудолюбия я добилась больших успехов.

- Мариинский театр и был той высокой планкой, которой вы стремились достичь?

- Он был моей мечтой. Я знала: чтобы туда попасть, надо отработать технику на высшем уровне. И всегда стремиться к большему. Сильное желание танцевать на этой сцене мне помогло.

- Вы танцуете в балете Алексея Ратманского Conserto DSCH на музыку Дмитрия Шостаковича и исполняете партию Бабочки в балете Антона Пимонова «Бэмби», для которого музыку написал композитор Андрей Головин. Чем вам запомнилась работа с двумя хореографами?

- К сожалению, Алексей Ратманский не приезжал на репетиции, и я занималась с педагогами. Работа лично с хореографом - совсем другое дело... Вот с Владимиром Варнавой мне удалось поработать на проекте «Большой балет» - мы готовили номер «Каменный берег». На первых репетициях мы с Кимином Кимом не понимали, как мы это станцуем, не понимали, как Владимир двигается: у него очень специфическая пластика и она завораживает. Но через какое-то время ты привыкаешь к хореографу и чувствуешь, каким будет следующее движение. Это очень интересный процесс создания, порой ты сам помогаешь хореографу и привносишь что-то свое, понимая его стиль и замысел.

- Вы часто радуетесь результату, своей маленькой внутренней победе?

- Я счастлива, когда на сцене. Любой балет мне доставляет радость. Много прекрасных балетов я уже станцевала, многие хочу станцевать. Нет большего счастья, чем мечтать и воплощать мечты.

- Как вы, тогда начинающая балерина, попали в телепроект «Большой балет» да еще и с премьером Кимином Кимом?

- Художественный руководитель балетной труппы Мариинского театра Юрий Фатеев хотел, чтобы на проекте Мариинский театр представляли две пары: Надежда Батоева и Эрнест Латыпов и мы с Кимином Кимом. До этого мне удалось только один раз станцевать с Кимином балет «Рубины» Баланчина. Для меня это был незабываемый опыт - я была ученицей предвыпускного курса. Через год, после сдачи выпускных экзаменов, Юрий Валерьевич сказал, что хочет, чтобы мы с Кимином составили пару на проекте «Большой балет». Я не могла поверить - Кимин Ким, премьер, и я, вчерашняя выпускница!

- Волновались?

- Конечно, я волновалась. Это совершенно другой мир, это работа на камеру. В театре все происходит здесь и сейчас, ты чувствуешь зрителя и атмосферу. А там было много камер и нет зрителей, я оказалась в новых условиях, на непривычной сцене. Не было кулис, и к такому свету мы не привыкли, это заставляло волноваться. Надо было показать, на что ты способен, и порой я чувствовала себя более ответственной, чем когда выхожу на родную сцену.

- В новом сезоне мы увидим премьерные спектакли с вашим участием?

— В декабре намечена премьера - восстановление балета «Каменный цветок». А пока мой сезон начинается с партии Китри в балете «Дон Кихот». Я с первого класса мечтала о Китри, так что стартую своей любимой партией. Потом предстоят гастроли в Китай, где буду танцевать Джульетту в спектакле «Ромео и Джульетта» и па-де-труа из «Лебединого озера». Насыщенный будет график.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 186 (5803) от 06.10.2016.


Комментарии