«Любовь зрителя несет в себе какую-то жестокость»

27 августа – 120 лет со дня рождения Фаины Георгиевны Раневской.

«Любовь зрителя несет в себе какую-то жестокость»  | Фаина Раневская и Серафима Бирман в спектакле Театра им. Моссовета «Дядюшкин сон» (1965 г.).<br>ФОТО Эммануила ЕВЗЕРИХИНА/ТАСС

Фаина Раневская и Серафима Бирман в спектакле Театра им. Моссовета «Дядюшкин сон» (1965 г.).
ФОТО Эммануила ЕВЗЕРИХИНА/ТАСС

Он совпадает с Днем российского кино. «Бывают странные сближенья...» – писал Пушкин, которого актриса читала и перечитывала всю жизнь. В последние годы она даже встречала Новый год в «компании с Евгением», как говорила друзьям. То есть читая «Евгения Онегина».

Издано множество книг о Фаине Раневской. В большинстве своем они заполнены ее шутками и цитатами из фильмов, а также мифами, которые плотно окружили ее личность. Даже названия этих книг слегка отдают «бульварщиной»: «Анекдоты и тосты от Раневской», «Записки социальной психопатки», «Судьба-шлюха», «Философ с папиросой в зубах», « Я – выкидыш Станиславского», «Почему все дуры такие женщины»... Что из опубликованного в этих книгах – правда, что – вымысел, какие высказывания принадлежат ей, а какие ей приписываются?

Все-таки процитируем слова Фаины Раневской о юбилеях, которые она не жаловала: «Актер сидит, как истукан, как болван, а вокруг него льют елей и бьют поклоны. Такой юбилей – триумф во славу подагры.

Хороший спектакль – вот лучший юбилей».

Хороших спектаклей на ее веку было немного. Актриса, наделенная талантом шекспировского масштаба, не встретила своего режиссера и сыграла до обидного мало. Чаще всего ей доставались роли второго плана, эпизоды.

Она сочиняла свои роли, придумывая не только характер персонажа и внешние черты, но и дописывая сценарии и пьесы. Драматурги чаще всего были не против, видя, насколько талантливо и оригинально было то, что делала актриса.

Так произошло с ее знаменитой Манькой-спекулянткой в спектакле Театра им. Моссовета «Шторм» по пьесе Билля-Белоцерковского. Пьеса была так себе – хроника событий в одном уездном городе послереволюционной России. Раневская превратила свою роль в блестящий дивертисмент. Публика приходила специально, чтобы посмотреть на нее. Затем Раневской устраивали овацию, а потом многие покидали зал. Юрию Завадскому, главному режиссеру театра, это не нравилось. Когда он высказал актрисе свои претензии, она сказала: «Юрий Александрович, если это нужно для дела, я могу играть хуже». В результате ее роль вообще вымарали из пьесы. Однако спектакль был экранизирован. Запись можно найти в Интернете, но чаще попадается фрагмент – разумеется, с эпизодом, где присутствует Раневская.

Кино принесло ей всенародную любовь. Но и на экране Раневская не сыграла ни одной крупной роли, кроме трагической роли Розы Скороход в фильме Михаила Ромма «Мечта». В основном это были персонажи второго плана – в фильмах «Подкидыш» (знаменитое: «Муля, не нервируй меня!»), «Свадьба», «Весна», «Золушка», «Девушка с гитарой», «Легкая жизнь»... Сегодня многие не смогут сказать, о чем фильм Григория Александрова «Весна», но все помнят эпизод, в котором героиня Раневской Маргарита Львовна, примеряя перед зеркалом нелепую шляпку с вуалеткой, торжествующе произносит: «Красота – это страшная сила!».

А лучше мачехи, чем она, не было ни у одной Золушки за всю историю кинематографа...

Зрительный зал Театра имени Моссовета тонул в слезах сострадания, когда Фаина Раневская и Ростислав Плятт играли в спектакле «Дальше – тишина». Он был поставлен Анатолием Эфросом в 1969 году по американской пьесе Виньи Дельмар о супругах, которые прожили вместе 50 лет, вырастили детей, а на старости лет оказались им не нужны. К счастью, в свое время была создана телеверсия спектакля, и 28 августа его можно будет увидеть на телеканале «Россия – Культура».

В этом спектакле Фаина Раневская вышла на сцену в последний раз – 24 октября 1982 года. Потом оставила сцену, больше не было сил играть хорошо, а вполсилы она не хотела.

Одиночество было постоянным спутником Раневской. В Сети попалась на глаза ее тетрадь, куда она записывала какие-то мысли, намеченные дела, рисовала шаржи. Между записями, напоминающими, что надо купить аппарат для измерения давления и стугерон, между смешными рожицами – строчка, написанная крупными буквами: «Очень одиноко».

«Любовь зрителя несет в себе какую-то жестокость» – одна из фраз, приписываемых Раневской. Да, вокруг нее всегда было много друзей и почитателей таланта. Но жила она в своей не очень-то уютной квартире в доме на Котельнической набережной одна, компанию составлял только ее знаменитый Мальчик – дворняга, подобранная с перебитыми лапами в лютые морозы. «Мучительная нежность к животным» и сострадание ко всем маленьким и беззащитным, тем, которые, как писал Гоголь, кусаться не могут, были свойственны Фаине Раневской.

Она умерла в возрасте 87 лет – сердце, пневмония. Мальчика забрали друзья.

Великая актриса похоронена в Москве на Донском кладбище. На вершине могильной плиты – маленькая бронзовая собачка, свернувшаяся клубком.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 156 (5773) от 25.08.2016.


Комментарии