«Любовь зрителя несет в себе какую-то жестокость»

27 августа – 120 лет со дня рождения Фаины Георгиевны Раневской.

«Любовь зрителя несет в себе какую-то жестокость»  | Фаина Раневская и Серафима Бирман в спектакле Театра им. Моссовета «Дядюшкин сон» (1965 г.).<br>ФОТО Эммануила ЕВЗЕРИХИНА/ТАСС

Фаина Раневская и Серафима Бирман в спектакле Театра им. Моссовета «Дядюшкин сон» (1965 г.).
ФОТО Эммануила ЕВЗЕРИХИНА/ТАСС

Он совпадает с Днем российского кино. «Бывают странные сближенья...» – писал Пушкин, которого актриса читала и перечитывала всю жизнь. В последние годы она даже встречала Новый год в «компании с Евгением», как говорила друзьям. То есть читая «Евгения Онегина».

Издано множество книг о Фаине Раневской. В большинстве своем они заполнены ее шутками и цитатами из фильмов, а также мифами, которые плотно окружили ее личность. Даже названия этих книг слегка отдают «бульварщиной»: «Анекдоты и тосты от Раневской», «Записки социальной психопатки», «Судьба-шлюха», «Философ с папиросой в зубах», « Я – выкидыш Станиславского», «Почему все дуры такие женщины»... Что из опубликованного в этих книгах – правда, что – вымысел, какие высказывания принадлежат ей, а какие ей приписываются?

Все-таки процитируем слова Фаины Раневской о юбилеях, которые она не жаловала: «Актер сидит, как истукан, как болван, а вокруг него льют елей и бьют поклоны. Такой юбилей – триумф во славу подагры.

Хороший спектакль – вот лучший юбилей».

Хороших спектаклей на ее веку было немного. Актриса, наделенная талантом шекспировского масштаба, не встретила своего режиссера и сыграла до обидного мало. Чаще всего ей доставались роли второго плана, эпизоды.

Она сочиняла свои роли, придумывая не только характер персонажа и внешние черты, но и дописывая сценарии и пьесы. Драматурги чаще всего были не против, видя, насколько талантливо и оригинально было то, что делала актриса.

Так произошло с ее знаменитой Манькой-спекулянткой в спектакле Театра им. Моссовета «Шторм» по пьесе Билля-Белоцерковского. Пьеса была так себе – хроника событий в одном уездном городе послереволюционной России. Раневская превратила свою роль в блестящий дивертисмент. Публика приходила специально, чтобы посмотреть на нее. Затем Раневской устраивали овацию, а потом многие покидали зал. Юрию Завадскому, главному режиссеру театра, это не нравилось. Когда он высказал актрисе свои претензии, она сказала: «Юрий Александрович, если это нужно для дела, я могу играть хуже». В результате ее роль вообще вымарали из пьесы. Однако спектакль был экранизирован. Запись можно найти в Интернете, но чаще попадается фрагмент – разумеется, с эпизодом, где присутствует Раневская.

Кино принесло ей всенародную любовь. Но и на экране Раневская не сыграла ни одной крупной роли, кроме трагической роли Розы Скороход в фильме Михаила Ромма «Мечта». В основном это были персонажи второго плана – в фильмах «Подкидыш» (знаменитое: «Муля, не нервируй меня!»), «Свадьба», «Весна», «Золушка», «Девушка с гитарой», «Легкая жизнь»... Сегодня многие не смогут сказать, о чем фильм Григория Александрова «Весна», но все помнят эпизод, в котором героиня Раневской Маргарита Львовна, примеряя перед зеркалом нелепую шляпку с вуалеткой, торжествующе произносит: «Красота – это страшная сила!».

А лучше мачехи, чем она, не было ни у одной Золушки за всю историю кинематографа...

Зрительный зал Театра имени Моссовета тонул в слезах сострадания, когда Фаина Раневская и Ростислав Плятт играли в спектакле «Дальше – тишина». Он был поставлен Анатолием Эфросом в 1969 году по американской пьесе Виньи Дельмар о супругах, которые прожили вместе 50 лет, вырастили детей, а на старости лет оказались им не нужны. К счастью, в свое время была создана телеверсия спектакля, и 28 августа его можно будет увидеть на телеканале «Россия – Культура».

В этом спектакле Фаина Раневская вышла на сцену в последний раз – 24 октября 1982 года. Потом оставила сцену, больше не было сил играть хорошо, а вполсилы она не хотела.

Одиночество было постоянным спутником Раневской. В Сети попалась на глаза ее тетрадь, куда она записывала какие-то мысли, намеченные дела, рисовала шаржи. Между записями, напоминающими, что надо купить аппарат для измерения давления и стугерон, между смешными рожицами – строчка, написанная крупными буквами: «Очень одиноко».

«Любовь зрителя несет в себе какую-то жестокость» – одна из фраз, приписываемых Раневской. Да, вокруг нее всегда было много друзей и почитателей таланта. Но жила она в своей не очень-то уютной квартире в доме на Котельнической набережной одна, компанию составлял только ее знаменитый Мальчик – дворняга, подобранная с перебитыми лапами в лютые морозы. «Мучительная нежность к животным» и сострадание ко всем маленьким и беззащитным, тем, которые, как писал Гоголь, кусаться не могут, были свойственны Фаине Раневской.

Она умерла в возрасте 87 лет – сердце, пневмония. Мальчика забрали друзья.

Великая актриса похоронена в Москве на Донском кладбище. На вершине могильной плиты – маленькая бронзовая собачка, свернувшаяся клубком.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 156 (5773) от 25.08.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.