«Любовь зрителя несет в себе какую-то жестокость»

27 августа – 120 лет со дня рождения Фаины Георгиевны Раневской.

«Любовь зрителя несет в себе какую-то жестокость»  | Фаина Раневская и Серафима Бирман в спектакле Театра им. Моссовета «Дядюшкин сон» (1965 г.).<br>ФОТО Эммануила ЕВЗЕРИХИНА/ТАСС

Фаина Раневская и Серафима Бирман в спектакле Театра им. Моссовета «Дядюшкин сон» (1965 г.).
ФОТО Эммануила ЕВЗЕРИХИНА/ТАСС

Он совпадает с Днем российского кино. «Бывают странные сближенья...» – писал Пушкин, которого актриса читала и перечитывала всю жизнь. В последние годы она даже встречала Новый год в «компании с Евгением», как говорила друзьям. То есть читая «Евгения Онегина».

Издано множество книг о Фаине Раневской. В большинстве своем они заполнены ее шутками и цитатами из фильмов, а также мифами, которые плотно окружили ее личность. Даже названия этих книг слегка отдают «бульварщиной»: «Анекдоты и тосты от Раневской», «Записки социальной психопатки», «Судьба-шлюха», «Философ с папиросой в зубах», « Я – выкидыш Станиславского», «Почему все дуры такие женщины»... Что из опубликованного в этих книгах – правда, что – вымысел, какие высказывания принадлежат ей, а какие ей приписываются?

Все-таки процитируем слова Фаины Раневской о юбилеях, которые она не жаловала: «Актер сидит, как истукан, как болван, а вокруг него льют елей и бьют поклоны. Такой юбилей – триумф во славу подагры.

Хороший спектакль – вот лучший юбилей».

Хороших спектаклей на ее веку было немного. Актриса, наделенная талантом шекспировского масштаба, не встретила своего режиссера и сыграла до обидного мало. Чаще всего ей доставались роли второго плана, эпизоды.

Она сочиняла свои роли, придумывая не только характер персонажа и внешние черты, но и дописывая сценарии и пьесы. Драматурги чаще всего были не против, видя, насколько талантливо и оригинально было то, что делала актриса.

Так произошло с ее знаменитой Манькой-спекулянткой в спектакле Театра им. Моссовета «Шторм» по пьесе Билля-Белоцерковского. Пьеса была так себе – хроника событий в одном уездном городе послереволюционной России. Раневская превратила свою роль в блестящий дивертисмент. Публика приходила специально, чтобы посмотреть на нее. Затем Раневской устраивали овацию, а потом многие покидали зал. Юрию Завадскому, главному режиссеру театра, это не нравилось. Когда он высказал актрисе свои претензии, она сказала: «Юрий Александрович, если это нужно для дела, я могу играть хуже». В результате ее роль вообще вымарали из пьесы. Однако спектакль был экранизирован. Запись можно найти в Интернете, но чаще попадается фрагмент – разумеется, с эпизодом, где присутствует Раневская.

Кино принесло ей всенародную любовь. Но и на экране Раневская не сыграла ни одной крупной роли, кроме трагической роли Розы Скороход в фильме Михаила Ромма «Мечта». В основном это были персонажи второго плана – в фильмах «Подкидыш» (знаменитое: «Муля, не нервируй меня!»), «Свадьба», «Весна», «Золушка», «Девушка с гитарой», «Легкая жизнь»... Сегодня многие не смогут сказать, о чем фильм Григория Александрова «Весна», но все помнят эпизод, в котором героиня Раневской Маргарита Львовна, примеряя перед зеркалом нелепую шляпку с вуалеткой, торжествующе произносит: «Красота – это страшная сила!».

А лучше мачехи, чем она, не было ни у одной Золушки за всю историю кинематографа...

Зрительный зал Театра имени Моссовета тонул в слезах сострадания, когда Фаина Раневская и Ростислав Плятт играли в спектакле «Дальше – тишина». Он был поставлен Анатолием Эфросом в 1969 году по американской пьесе Виньи Дельмар о супругах, которые прожили вместе 50 лет, вырастили детей, а на старости лет оказались им не нужны. К счастью, в свое время была создана телеверсия спектакля, и 28 августа его можно будет увидеть на телеканале «Россия – Культура».

В этом спектакле Фаина Раневская вышла на сцену в последний раз – 24 октября 1982 года. Потом оставила сцену, больше не было сил играть хорошо, а вполсилы она не хотела.

Одиночество было постоянным спутником Раневской. В Сети попалась на глаза ее тетрадь, куда она записывала какие-то мысли, намеченные дела, рисовала шаржи. Между записями, напоминающими, что надо купить аппарат для измерения давления и стугерон, между смешными рожицами – строчка, написанная крупными буквами: «Очень одиноко».

«Любовь зрителя несет в себе какую-то жестокость» – одна из фраз, приписываемых Раневской. Да, вокруг нее всегда было много друзей и почитателей таланта. Но жила она в своей не очень-то уютной квартире в доме на Котельнической набережной одна, компанию составлял только ее знаменитый Мальчик – дворняга, подобранная с перебитыми лапами в лютые морозы. «Мучительная нежность к животным» и сострадание ко всем маленьким и беззащитным, тем, которые, как писал Гоголь, кусаться не могут, были свойственны Фаине Раневской.

Она умерла в возрасте 87 лет – сердце, пневмония. Мальчика забрали друзья.

Великая актриса похоронена в Москве на Донском кладбище. На вершине могильной плиты – маленькая бронзовая собачка, свернувшаяся клубком.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 156 (5773) от 25.08.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...