Любовь творит чудеса

Завтра в Выборге откроется XXIII всероссийский кинофестиваль «Окно в Европу». В его конкурсной программе 13 игровых фильмов, 7 из них сделаны режиссерами-дебютантами. Среди них комедийная мелодрама «Развод по собственному желанию» Ильи Северова, выпускника мастерской Константина Лопушанского в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения. Илья СЕВЕРОВ рассказал нашему корреспонденту о том, как важно соблюдать законы жанра.

Любовь творит чудеса | Илья Северов (справа) и исполнитель главной роли Константин Юшкевич.<br>ФОТО предоставлено пресс-службой «Ленфильма»

Илья Северов (справа) и исполнитель главной роли Константин Юшкевич.
ФОТО предоставлено пресс-службой «Ленфильма»

– Вы дебютировали редким жанром – романтической комедией...

– В мире этот жанр на подъеме. В мелодраматической комедии можно проявить себя без дорогостоящих трюков и техники. В этом жанре как раз видно все, чему я научился как режиссер.

Мой дебют – продолжение фильма «Влюблен по собственному желанию» Сергея Микаэляна (1982). По сюжету, прошло двадцать лет и теперь мы рассказываем, что произошло с героями за эти годы. Сценарий Сергеем Снежкиным был написан давно, но что-то тогда не сложилось. Когда я искал материал для дебюта, просмотрел около семидесяти сценариев. Хотелось чего-то легкого, трогательного, с интересными героями. И совершенно случайно я получил эту рукопись от Сергея Снежкина – листы, потрепанные временем. Текст набран на пишущей машинке... Но там было все, что мне нужно, – и замечательная история, и обаятельные персонажи, и легкие, живые диалоги.

Я отдавал себе отчет в том, что, по законам жанра, с героями не должно произойти что-то серьезное, это же легкий жанр. Даже цветовая палитра фильма выдержана определенным образом, специфический темпоритм сцен и так далее. То есть жанру были подчинены и технические моменты.


– Чему прежде всего вас научил Константин Лопушанский?

– Главное – слушать себя. Константин Сергеевич никогда не давил своим мнением. Напротив, он понимает, что у каждого есть свой стиль, свой почерк. Он в каждом из нас пытался развить индивидуальность.


– Ваш учитель никогда не делал кино для массового зрителя. А вы сделали. Вам оно ближе, чем артхаус?

– Я в поиске своего стиля. За время учебы снял четыре короткометражных фильма. Первый – это история любви от рождения до смерти двух главных героев. Она была рассказана сложным языком. Фильм не все поняли, не все приняли. Второй фильм был немой и черно-белый – история о том, как сын похоронил отца, но не может с ним расстаться, и дух отца к нему является. Это был странный фильм без слов, с бергмановской эстетикой... Я получил приз за лучшую режиссуру на фестивале «ПитерКит». Третий фильм повествовал об отношениях маленькой девочки и старика. Они начинают дружить, много разговаривают, она решает познакомить старика со своей бабушкой, и, оказывается, у них много пересечений в жизни. Старик виновен в гибели ее мужа... В общем, получилась понятная история, рассказанная более простым языком. Четвертая картина – историческая драма «Бездна» по прозе Леонида Андреева. Действие происходит в начале века.


– Чего, как вам кажется, не хватает российскому кино, чтобы успешно конкурировать с голливудскими фильмами?

– Нужно соблюдать законы жанра. У нас многие думают, что снимают комедию, мелодраму, триллер, но при этом не знают законы жанра. Чтобы нарушать законы, как это делают великие мастера, эти законы надо знать. Братья Коэн снимают вестерн, и при этом получается авторское кино. Нашим режиссерам надо досконально выучить законы жанра и только потом при желании их нарушать.

Чего не хватает нам в современном кино? Обаяния не хватает и чувств. Сейчас много снимается экшна, где много действий, много эмоций, но смысла и чувств мало. Зритель не успевает проникнуться симпатией к героям. Раньше зритель увлекался рассказываемой с экрана историей и испытывал какие-то чувства. Теперь редко кто думает о чувствах зрителей.

Мы попытались сделать так, чтобы зритель всем сердцем сочувствовал персонажам. В советском кино зритель сопереживал героям, чувственно проживал их жизнь, находил в них что-то созвучное себе... Да, мы старались придерживаться старого стиля. Мы очень долго искали артистов, большой был кастинг. Тот герой, который нам нужен, нашелся в Москве – актер Константин Юшкевич. В нем есть и чистота, и обаяние, и юмор. Актеры, прочитав сценарий, говорили, что ничего подобного давно не видели.


– Помимо фестиваля в Выборге ваш фильм будет участвовать в фестивале спортивного кино в Казани. При чем тут спорт?

– Мы много где будем участвовать. Разослали фильм по всем российским фестивалям. Наш главный герой – тренер и велогонщик в прошлом, поэтому мы и решили, что можем участвовать в фестивале спортивного кино.


– После всех штормов, которые обрушились на «Ленфильм» в последние годы, здесь снова кипит киношная жизнь?

– Да, сейчас на «Ленфильме» кипит жизнь, пусть не так бурно, как в советское время. Но гораздо лучше, чем пять лет назад, когда мы приходили на студию, где были обшарпанные стены и все оттуда сбегали. Сейчас руководство взялось за ремонт и творческое наполнение. Я помню, каким «Ленфильм» был в 1990-е годы, когда я учился там в киношколе. Я видел, как все разваливалось. Да, многие ушли, но появились молодые специалисты. То, что сейчас происходит, мне нравится. Главное – снимать кино.


– Что прежде всего вы хотите донести до зрителей вашим дебютным фильмом?

– Я не хотел поразить какой-то новой идеей, поэтому идея проста – любовь творит чудеса. Если люди выйдут из кинотеатра с ощущением доброты и надежды, я со своей задачей справился.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 143 (5516) от 06.08.2015.


Комментарии