Княгиня и мода. Музей Пушкина на Мойке получил раритетные письма

«Это бесценный дар!» - сказал о письмах великой княгини Ольги Романовой-Куликовской к мадам Бризак Сергей Михайлович Некрасов, директор Всероссийского музея А. С. Пушкина. Княгиня Надежда Волконская, правнучка мадам Бризак, передала эту переписку музею.

Княгиня и мода. Музей Пушкина на Мойке получил раритетные письма |

- Моя прабабушка была модельером. Она одевала царскую семью. Прабабушка дружила с императрицей Александрой Федоровной, вместе они не только выбирали модели туалетов, но еще подолгу секретничали, поскольку обе прекрасно говорили по-английски. Вынужденная после революции покинуть Россию, прабабушка до конца жизни скучала по своей второй родине, - рассказала княгиня Волконская. - Я много лет мечтала вернуть эти письма в Россию. Теперь моя душа спокойна.

Тут стоит сказать несколько слов о женщинах, которые переписывались друг с другом десять лет, с 1920-го по 1930 год. Великая княгиня Ольга Александровна Романова-Куликовская - младшая дочь императора Александра III и императрицы Марии Федоровны, сестра последнего российского императора Николая II. Ей, одной из немногих членов царской семьи, удалось спастись после революции. Она эмигрировала в Данию, а затем в Канаду. В годы войны была сестрой милосердия, работала в госпитале, занималась благотворительностью.

Мадам Бризак, урожденная Эманс, родилась в Лондоне в 1865 году. Выйдя замуж за сына основателя дома «А. Бризак» в Петербурге, поставщика Императорского двора, она приехала в Россию.

Модный дом «А. Бризак» располагался в Петербурге по адресу: Малая Конюшенная, 8. Он был основан в 1855 году. Последним владельцем дома был Рене Бризак. «Вся одежда, начиная от матросок, которые носили маленькие великие княжны, до платьев и манто, которые они носили, будучи молодыми девушками, выпускались домом А. Бризак», - пишет он в своих мемуарах. Там работали 60 портних, но женскую половину семьи Николая II обшивала лично мадам Бризак. В ночь расстрела императрица Александра Федоровна была одета в лиловое платье от дома «А. Бризак». Дом высокой моды просуществовал около 50 лет и был закрыт декретом Ленина в 1918 году. Бризаки разорились, счета их были заблокированы. Они вынуждены были уехать из России в Париж.

В 65 письмах содержится описание эмигрантского быта великой княгини в Дании, ее семьи и друзей, а также говорится о лицах и событиях, связанных с историей, культурой и общественно-политической жизнью России. В письмах упоминаются представители династии Романовых, король Великобритании Георг V, внучка короля Дании Кристиана IX принцесса Маргарет Датская, супруга внука Александра III графиня Мария Воронцова-Дашкова, а также художники, музыканты, литературные издатели и театральные деятели той эпохи. Интересно письмо Ольги о лже-Анастасии, Анне Андерсон. В нем она утверждает, что это самозванка, ничего общего не имеющая с ее племянницей.

На церемонии зачитали отрывки из писем Ольги Романовой-Куликовской. Было удивительно: как в императорской семье, в роскоши самого блестящего двора тогдашней Европы могла вырасти такая женщина - совершенно лишенная надменности и спеси, скромная, внимательная к людям, смиренно принявшая все удары судьбы и не озлобившаяся. Но так воспитывали своих детей император Александр Третий и императрица Мария Федоровна.

В одном письме Ольга Александровна сообщает мадам Бризак, что постарела. Огорчительно для женщины? Но она не жалуется, пишет, что гордится своими морщинами, которые делают ее «похожей на крестьянку». И добавляет: «Папа бы меня понял».

В другом письме упоминает, что у нее осталось лишь три платья модного дома «А. Бризак», в том числе самое любимое - голубое с вышивкой золотом. «Вся моя одежда осталась в Петербурге», - пишет Ольга Александровна. Но как-то без горечи и даже без сожалений, ведь, по ее словам, не одна она находится в таком положении, вокруг много людей, потерявших все.

Она делится с мадам Бризак мыслью, что людям свойственно сильно привязываться к местам, вещам, а это неверно. Мы полагаем, что так будет вечно, и вдруг что-то происходит и «все уже будет не ваше».

Последнее письмо к мадам Бризак датировано 24 августа 1930 года. Следующее письмо уже адресовано Рене, сыну мадам Бризак, которая неожиданно умерла. «Любовь остается навечно», - утешает Рене эта глубоко верующая женщина. И подписывается: «Сердцем с вами. Ольга».

Письма перевела на русский язык Светлана Полицеймако. Она же сделала документальный фильм об этой переписке. По словам Сергея Некрасова, письма, снабженные подробными комментариями, сейчас готовят к печати. А подлинники покажут на выставке новых поступлений, которая откроется к 18 мая, Международному дню музеев.

Материал был опубликован в газете под № 075 (6184) от 26.04.2018 под заголовком «Сердцем с вами. Ольга».

#Император #письма #мода

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 075 (6184) от 26.04.2018.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?