«Коляда-театр» гостит на Новой сцене Александринского театра
До 10 февраля на Новой сцене Александринского театра проходят гастроли екатеринбургского Коляда-театра.
Чацкий (Игорь Баркарь) появляется на сцене в облике поп-звезды. ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА
К нам коллектив приехал после январских гастролей в Москве, где показал 47 спектаклей. Как сказал на встрече с журналистами основатель и руководитель театра Николай Коляда, он очень благодарен Валерию Фокину и Николаю Рощину, которые сразу откликнулись на его просьбу предоставить для гастролей площадки Новой сцены. Приехав в Петербург, он первым делом отправился в театральную кассу и поинтересовался, как идет продажа билетов. На что кассирша с лучезарной улыбкой ответила, что на многие спектакли билетов уже нет.
Петербуржцы, успевшие купить билеты, увидят 20 спектаклей. В афише - «Горе от ума», «Вишневый сад», «Маскарад». А также спектакли, поставленные по пьесам современных драматургов, в том числе самого Николая Коляды и его учеников («Научи меня любить», «Крест, кладбище, камея», «Клаустрофобия»).
«В хорошей пьесе должны сочетаться мысль, слово - наш великий и прекрасный русский язык, характер героя, который поворачивается то так, то этак. А еще - сострадание и любовь к человеку маленькому, человеку несчастному», - считает Николай Коляда.
Декорации, костюмы и реквизит привезли в Петербург на трех фурах. Известно, что Николай Коляда часто покупает вещи для своих спектаклей на блошиных рынках. В «Горе от ума» - премьере, которой открылся фестиваль, в качестве декораций использовано множество ковриков с оленями, которые были так популярны в СССР в 1950-е годы. Из нашего времени - пять десятков плюшевых «ждунов». Их носят на руках, как детей, к ним обращаются, им поклоняются, как маленьким божкам. Классическая пьеса решена как драма о современной России. Режиссер размышляет о русском характере, о склонности бездействовать, надеяться на чудо, ждать, что все изменится к лучшему само собой.
В «Маскараде» на сцене почти постоянно присутствует огромное покрывало из белой органзы, которое превращается то в бальное платье Нины Арбениной, то в мыльную воду, которая словно смывает с героев их грехи. Вокруг старых вещей построен спектакль «Киргиз-кайсацкая орда». В небольшую пристройку у церкви люди приносят ненужные им вещи. Работающая при церкви Лидия их сортирует - в тюрьму, детский дом, дом инвалидов. А помогает ей бездомный юродивый Ваня - человек Божий. Но тут появляется Анна Петровна, считающая себя главной помощницей батюшки в церкви, и разрушает жизнь этих людей. Конечно, спектакль не о вещах - о людях и вере, истинной и ложной.
«Клаустрофобию» называют самым жестким спектаклем Коляда-театра. Действие происходит в тюремной камере, где сидят трое, тема - насилие над человеком.
Театр Коляды с его элементами шаманства, скоморошества, «непочтительным» отношением к классике принимают не все. Бывает, что зрители уходят после первого акта. Но кресла все равно не пустуют: их занимают преданные поклонники, которые прошли по входным билетам, дающим возможность лишь постоять у стеночки.
9 февраля в 12.00 Николай Коляда проведет читку пьес уральских драматургов. Вход свободный по предварительной регистрации.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 021 (6374) от 06.02.2019 под заголовком «Любовь к человеку несчастному».
Комментарии