Любите ли вы театр? Наступающий театральный сезон пройдет под знаком Александра Пушкина

В прошлом сезоне в театрах отмечали юбилеи Александра Островского, Сергея Рахманинова и Федора Шаляпина. В будущем году исполнится 225 лет со дня рождения Александра Пушкина.

Любите ли вы театр? Наступающий театральный сезон пройдет под знаком Александра Пушкина | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Под знаком классиков

Спектакли по произведениям Пушкина есть в репертуаре десятков петербургских театров. И не только драматических, но и музыкальных, и даже кукольных. Герои Пушкина поют оперные арии, танцуют на пуантах… А к юбилею, конечно, появятся новые спектакли.

Так, театр-фестиваль «Балтийский дом», который открыл сезон в августе, 2 сентября представит спектакль Натальи Индейкиной «Пиковая дама». В основе сюжета — петербургская мистическая повесть Пушкина о роковой тайне трех карт, использованы также его дневники и письма. Одним из героев спектакля стал сам поэт, который был не чужд страсти к карточной игре.

Визуально постановка в трактовке художника Елены Вершининой напоминает о стиле, известном как «викторианская готика». Выбеленные лица актеров, все оттенки черного, который господствует в декорациях и костюмах…

В планах театра еще одна постановка, посвященная юбилею: премьера детского спектакля «Золотой петушок» по мотивам нескольких сказок Пушкина намечена на 1 июня будущего года. Спектакль Владимира Жукова выйдет как раз в канун пушкинского дня. Кроме того, «Балт­дом» готовит фестиваль «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», посвященный интерпретациям пушкинских текстов в творчестве современных режиссеров.

Но год Островского еще продолжается, и многие театры выпускают премьеры по пьесам великого драматурга. Так, ТЮЗ имени Брянцева 8 сентября представляет премьеру спектакля Каро Баляна «Лес». Трудно подобрать более удачный материал для открытия сезона, ведь в пьесе нашего классика главенствует тема театра и жизни как сцены. Помните бессмертный диалог Счастливцева и Несчастливцева?

— Господи, Боже мой!.. как я всю жизнь мечтал сыграть Обломова! Два акта на диване. И не вставать.

— А я глухонемого Герасима, без Муму, чтобы вообще текст не учить…

Дань восхищения Пушкину в ТЮЗе тоже отдадут, но позже. Дмитрий Турков поставит спектакль по мотивам повести «Метель». Сейчас режиссер как раз работает над инсценировкой. В планах ТЮЗа и спектакль по драме Михаила Лермонтова «Маскарад», его поставит главный режиссер театра Сусанна Цирюк. Премьера намечена на 2024 год.

Геннадий Тростянецкий поставит бенефисный спектакль для старейшей актрисы ТЮЗа любимицы петербургской публики Ирины Соколовой. Вместе с Валерием Дьяченко она сыграет в спектакле «Гарольд и Мод».

ТЮЗ открыт экспериментам молодых. Так, в новом сезоне спектакль по произведению Достоевского «Кроткая» поставит Артем Злобин. Недавний выпускник режиссерского факультета РГИСИ (мастерская Льва Эренбурга), он уже успел привлечь к себе внимание спектаклем «Магазин», который поставил в Небольшом драматическом театре по основанной на реальных событиях пьесе современного драматурга Олжаса Жанайдарова.

Наши юбиляры

19 ноября Театр им. Ленсовета отметит 90‑летие со дня основания. Одна из самых ярких эпох в жизни театра связана с именем Игоря Владимирова, который работал здесь с 1960-го по 1999 год.

Кто жил в Ленинграде в 1970 – 1980‑е годы, помнит, как гремели спектакли Театра имени Ленсовета, который Владимиров возглавлял почти сорок лет. «Укрощение строптивой», «Дульсинея Тобосская», «Люди и страсти», «Левша», «Трубадур и его друзья» — счастьем было достать билет.

Театр откроет сезон 5 сентября своей недавней премьерой — спектаклем Романа Кочержевского «Обыкновенная история», который выдвинут на высшую национальную премию Петербурга «Золотой софит» в двух номинациях — «Лучший спектакль большой формы» и «Лучший актерский дуэт» (Александр Новиков и Лилия Шевченко). Спектакль поставлен по классическому роману — «Обыкновенной истории» Ивана Гончарова. Это вечная история об «утраченных иллюзиях». Роль юного романтика Сашеньки Адуева, приехавшего из провинции, из‑под маменькиного крылышка, покорять надменный и холодный Петербург, играет Федор Федотов, а его умного и циничного дядю — Александр Новиков.

На 25 ноября намечена премьера «Бешеных денег» Островского. Посвящен спектакль не только 200‑летию со дня рождения драматурга, но и 90‑летию театра. Ведь его история началась 19 ноября 1933 года именно с постановки «Бешеных денег». Спектакль ставит Юрий Цуркану, он говорит о пьесе как о стремительной, ироничной и актуальной сегодня. Роль Надежды Чебоксаровой сыграет Анна Алексахина.

Под занавес года, 22 декабря, ожидается премьера спектакля Айдара Заббарова «Воскресение» по роману Льва Толстого.

Театр «Суббота», открывший сезон 11 августа, готовится отметить красивую дату — 55‑летие. История «Субботы», поначалу любительского театра, начинается 18 марта 1969 года, когда в Выборгском дворце культуры был показан спектакль «Этюды по мотивам известным и неизвестным».

Сейчас «Суббота» — профессиональный драматический театр, который после долгих лет скитаний по разным сценам обрел свою пристань в здании на Звенигородской, 30.

Мы уже рассказывали о первых премьерных спектаклях театра, которые прошли в августе в камерном пространстве «Флигель». Шесть спектаклей — «Уголь», «Когда я был Андреем», «Война завтра не закончится», «Арбуз», «Я монстр», «Московский мусор» — появились благодаря международному конкурсу-фестивалю коротких пьес Stories. В августе театр объявил о начале уже пятого конкурса и ждет от драматургов, как мэтров, так и начинающих, пьесы. Темы и жанры могут быть самыми разными, но текст не должен превышать 12 компьютерных страниц (12‑м кеглем). Дерзайте, и вполне возможно, что по вашей пьесе тоже поставят спектакль, который войдет в репертуар театра!

На октябрь намечена премьера спектакля молодого режиссера Кирилла Люкевича, который уже поставил здесь спектакль «Сталлоне любовь корова», получивший премию «Золотой софит». Его новый спектакль называется витиевато: «Еще один поход хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского и его верного оруженосца Санчо Панса, а также их старых и новых знакомых, в ожидании конца известных времен». Пьесу на основе романа Сервантеса написала Настасья Федорова. В главной роли — артист Александринского театра Александр Лушин.

В мае должен выйти спектакль, поставленный Александром Баргманом по роману нобелевского лауреата Исаака Башевиса-Зингера «Шоша». В романе рассказывается о жизни «еврейской богемы в предвоенной Варшаве». Для Баргмана сезон выдался плодотворным. Так, 2 и 3 сентября в «Приюте комедианта» состоится премьера спектакля «Время и семья Конвей» по мотивам произведения Джона Пристли, а уже 28 октября на этой сцене увидим поставленную им «Бесприданницу».

— Работа над Островским — мучительная прелесть. У Островского в пьесах всегда есть живая энергия, бьющаяся за жизнь духа, души, свободы. Островский чувственный, знает о любви и про любовь и пытается бороться за нее во всех своих пьесах, даже если эта любовь обречена на проигрыш. Моя «Бесприданница» не о жертве судьбы, а именно о человеке, борющемся за свободу своих чувств, — говорит режиссер.

Это уже пятая «Бесприданница», поставленная в петербургских театрах в последнее время. Желающие могут сравнить трактовки разных режиссеров: Дениса Хусниярова (Театр на Васильевском), Дмитрия Луговкина (Театр им. Ленсовета). В «Субботе» идет спектакль Андрея Сидельникова «Вещь» (название происходит от горькой фразы Ларисы Огудаловой: «Я вещь, а не человек»). А в «Балт­доме» совсем недавно состоялась премьера спектакля Сусанны Цирюк «Жестокий роман».

Александринские розы

Александринский театр открывает 268‑й сезон 2 сентября, а 8‑го стартует XIV международный театральный фестиваль «Александринский», о программе которого «Санкт-Петербургские ведомости» уже подробно рассказывали. Напомним, что в афише фестиваля — спектакли из Армении, Сербии, Чеченской Республики, программа «К юбилею служения Александринской сцене Валерия Фокина», ровно 20 лет назад, в августе 2003 года, представленного труппе в статусе художественного руководителя. Завершится фестиваль 4, 5 и 6 ноября премьерой спектакля Константина Богомолова «Мать» по мотивам романа Максима Горького.

Накануне открытия сезона, 30 августа, александринцы, по традиции, собрались ранним утром в Петропавловской крепости, чтобы возложить алые и белые розы в Великокняжеской усыпальнице собора — на могилы императриц Елизаветы Петровны, основавшей театр в 1756 году, и Александры Федоровны, в чью честь театр был назван в 1832 году.

Цветы возложили и к памятнику Всеволоду Мейерхольду, установленному во дворе Новой сцены, получившей в прошлом году имя режиссера. Одно из главных событий наступившего сезона — 150‑летие со дня рождения Мейерхольда, которое случится в феврале.

В числе творческих событий, посвященных этой дате, — премьера спектакля молодого режиссера Кирилла Люкевича «Мейер» по мистическому роману Сергея Кемпо — артиста Театра им. Ермоловой. Главный герой романа тоже работает в Театре Ермоловой — монтировщиком сцены. Однажды ночью он встречается с призраком Мейерхольда, который обитает в этом здании, где с 1931-го по 1938 год располагался его театр — ГосТИМ. Премьера намечена на февраль 2024‑го.

Новый главный режиссер Александринского театра Никита Кобелев поставит спектакль по роману Льва Толстого «Воскресение». Это будет вторая его работа в театре после выпущенного в 2021 году спектакля «Тварь» по мотивам романа Федора Сологуба.

В цикле «Монологи в Царском фойе» будут сыграны два спектакля. В январе 2024 года — спектакль одного из старейших актеров Александринки Семена Сытника, посвященный 80‑летию освобождения Ленинграда от блокады. В основе пьесы — воспоминания александринцев военных лет. В феврале будущего года театралы должны увидеть спектакль Эры Зиганшиной и Николая Мартона, поставленный по переписке Екатерины Великой и Вольтера. Эта премьера приурочена к юбилею Эры Зиганшиной.


#театр #спектакли #писатель

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 162 (7491) от 31.08.2023 под заголовком «Любите ли вы театр?».


Комментарии