Любим ее за улыбку. Со дня рождения Агнии Барто – 115 лет
17 февраля – 115 лет со дня рождения Агнии Барто, детской поэтессы и киносценариста. Первые сборники ее стихов – «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка» – были опубликованы в 1925 году. А в 1936-м вышли «Игрушки». Вроде бы простые и незамысловатые стихи – «Мишка», «Бычок», «Зайка», «Мячик» почему-то трогали душу и запоминались на всю жизнь.
ФОТО Владимира САВОСТЬЯНОВА/ТАСС
С детства помню стихотворение «Сто одежек». Мама читала его, собирая меня зимой на прогулку:
Лиф на байке,
Три фуфайки,
На подкладке
Платьице.
Шарф на шее,
Шаль большая,
Что за шарик
Катится?
Сто одежек,
Сто застежек.
Слова вымолвить
Не может.
«Так меня закутали,
Что я не знаю,
Тут ли я?»
Агния Волова родилась в 1901 году. Училась в гимназии и в балетной школе. Затем поступила в хореографическое училище и после его окончания в 1924 году – в балетную труппу, где работала около года. Но балериной не стала. Зато стала поэтессой. Писать стихи ей посоветовал нарком просвещения Анатолий Луначарский. Он как-то умел разглядеть в человеке талант и даже, если верить свидетельствам современников, мог предвидеть, как сложится его судьба. Так или иначе, но с Агнией Воловой он не ошибся. Она вышла замуж за поэта Павла Барто и вместе с ним написала несколько стихотворений: «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая» и «Считалочка». Брак продлился недолго, но фамилию она оставила и вошла с ней в детскую литературу. Стиль ее был легким и лаконичным. Никаких красивостей, лишних эпитетов. Но она умела находить такие точные слова, что образы получались выразительными и трогательными.
Детство в стихах Барто – это именно советское детство. С золотым кудрявым Лениным на рубиновой октябрятской звездочке, красным пионерским галстуком, «Будь готов!» – «Всегда готов!». Так ли уж детям все это мешало? Были ведь и дворцы пионеров, где можно было заниматься в самых разных кружках («Драмкружок, кружок по фото, хоркружок – мне петь охота, за кружок по рисованью тоже все голосовали»). И дача в летние каникулы, и катание на лыжах и коньках зимой, и походы в театр, и новогодние елки.
В своих «Записках детского поэта», вышедших в 1970-е годы, она задается вопросом: «За что многие взрослые любят стихи детских поэтов? За улыбку? За мастерство? А может быть, за то, что стихи для детей способны вернуть читателя в его детские годы и в нем самом оживить свежесть восприятия окружающего мира, открытость души, чистоту чувств?».
После войны Агния Барто стала посещать детские дома, читала стихи сиротам. В 1947 году вышла ее поэма «Звенигород», посвященная детям, потерявшим в войну родителей.
Ей написала женщина, потерявшая во время войны свою дочь. Попросила помочь найти ее. Барто передала письмо в организацию, занимавшуюся поисками людей. Им удалось разыскать пропавшую дочь. Об этом написали в газете, и в адрес Барто хлынул поток писем с подобными просьбами. Так Агния Барто стала вести на радио «Маяк» передачу «Найти человека». Это был титанический труд, полный душевных затрат, ведь Барто сталкивалась с человеческими трагедиями. Но она не бросала это дело и помогла многим людям обрести родных после разлуки.
Агния Барто писала не только стихи, но и сценарии к кинофильмам. Самые популярные ее работы: «Подкидыш» (совместно с Риной Зеленой), «Слон и веревочка», «Алеша Птицын вырабатывает характер».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 28 (6866) от 17.02.2021 под заголовком «Любим ее за улыбку».
Комментарии