Лян Лян выходит из строя

В ЦВЗ «Манеж» открылась выставка современных китайских военных художников «Китайская армия». Поклонникам стиля милитари есть где отвести душу. Но проект сложнее, многослойнее, чем просто показ языком агитационного искусства будней самой большой - 2-миллионной - армии в мире.

Лян Лян выходит из строя | Техника меняется - боевой дух китайской армии остается.<br>ФОТО АВТОРА

Техника меняется - боевой дух китайской армии остается.
ФОТО АВТОРА

Представлены работы 50 художников, которые служат в Институте искусств национально-освободительной армии Китая. Это учебное заведение было создано в 1960 году для подготовки писателей, художников, актеров, музыкантов, которые должны пропагандировать китайские ценности. Полвека назад речь шла о борьбе за социализм дальневосточного образца. Сейчас это боевая подготовка для решения миротворческих задач. Художники работают на госзаказ, их картины приобретаются для музеев и фондов.

Куратор проекта - ректор петербургской Академии художеств Семен Михайловский готовил выставку около пяти лет, наводя контакты с организацией закрытой, что называется, по определению. И получил право самостоятельно отбирать произведения. Затем вместе с архитектором Александром Кривенцовым, автором проекта недавней реконструкции «Манежа», они разработали дизайн выставки, создав эффектное зрелище даже для тех, кто равнодушен к милитари.

Выставка построена на сочетании истории и современности. Гохуа - традиционной китайской живописи тушью и водяными красками - и «ядовитого» акрила. Старинного китайского пейзажа, социалистического реализма, европейских и американских достижений экспрессионизма и поп-арта. Репортажного видео и анимации, как рисованной, так и компьютерной.

Главной осью выставки, как образной, так и физической, стали бойцы «Терракотовой армии» - знаменитые китайские скульптуры III века до н. э., одно из чудес света. Восемнадцать фигур, большинство обращены спиной к зрителю, рассматривают картины с ракетами, авианосцами, палубными командами, космическими станциями и т. д. Разумеется, из военного Института искусств привезли копии. Здесь куратору важно наглядно показать связь времен. Чтобы затем предложить зрителю свободное путешествие среди портретов «рембовидных» морских пехотинцев, интеллектуальных военных врачей, картин маневров в горах и джунглях. Выделим интересные диалоги совершенно разных произведений. В большом объекте из пластика художника Сю Сянкуна «Переправа новых героев» из воды видны только головы молодых решительных бойцов, закрашенных в камуфляж. Серия из 25 портретов Чжан Юя «Герои Отечества» показывает индивидуальные лица пожилых ветеранов, уставших от сражений.

На картине «Номер не отвечает» Хуана Мэнъюаня изображена девушка модельной внешности, печально стоящая у телефонного автомата. В динамичной композиции Вана Лицзюня «Тревога» три матроса мчатся по пирсу к своему боевому кораблю.

Для публики, уставшей от серьезной живописи, куратор припас небольшое шоу из традиционных китайских складных игрушек, сделанных из тонкой папиросной цветной бумаги. В одном случае это «спил дерева»: волонтеры в белых перчатках, растягивая его, могут придать объекту форму арки. В другом - бумажный автомат Калашникова разворачивается на полтора десятка метров.

Финал выставки миролюбивый. Рядом с помпезным видео суперслаженного парада на главной площади Китая - площади Небесного Спокойствия в Пекине демонстрируется 12-минутный рисованный анимационный фильм Чжана Сяотао и Чжана Вуляня «Приключения Лян Лян». Маленькая панда путешествует по Земле - на традиционной китайской джонке по пустынным озерам и на фантастическом травалаторе по мегаполисам, попадает в пасть к дракону и летает к звездам. Чтобы в итоге вернуться из сказки в реальность и аккуратно выйти из слаженного марширующего строя таких же маленьких панд.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 011 (5873) от 23.01.2017.


Комментарии